В Москве в «Крокус-Экспо» продолжает работу 16-я международная выставка коммерческих автомобилей Comtrans-2021. Несмотря на то, что титул «международная» звучит в сегодняшних условиях достаточно натянуто и, кроме Isuzu, самаркандского «СамАвто» (Узбекистан), наших белорусских братьев с МАЗа и вездесущих китайцев, никто из иностранцев своих машин на выставку не привез, нынешний Comtrans определенно рекомендован к посещению.
Comtrans-2021.
Четверка лидеров
Вполне возможно, что именно отсутствие на выставке легендарных западных брендов заставило посетителей взглянуть, что называется, вовнутрь и увидеть реальную ситуацию как в отечественном автопроме, так и во всей российской экономике, переживающей весьма интересные трансформации.
Чем запомнился Comtrans-2021 в первую очередь и чем он может заинтересовать посетителей?
Нынешнюю выставку смело можно сравнить с театром одного актера. Имя этого актера угадать несложно: ПАО «КАМАЗ» в очередной раз показало, кто на сегодняшний день является лидером в отечественном грузовом автопроме. Конечно, российский автомобильный гигант играл первую скрипку и на предыдущих «Комтрансах», но на этот раз речь может идти о самом что ни на есть классическом соло.
Раллийный грузовик команды «КАМАЗ-Мастер».
Сказать свое слово на выставке попытался ГАЗ. Наравне с КАМАЗом «горьковчане» отметились в таких наиболее горячих сегментах, как электро- и водородный транспорт, но догнать лидера по масштабу экспозиции им оказалось не по силам. Замкнули четверку лидеров белорусы с МАЗа, привезшие в Москву довольно интересную экспозицию, и российский «Урал».
Новая реальность
Отличительной особенностью нынешней выставки стало то, что ее участники сделали акцент не столько на своих новинках (хотя были и они), сколько на демонстрации своей готовности к новой реальности, о наступлении которой сегодня можно слышать буквально на каждом углу. Буквально все, кто выставил свои экспозиции на Comtrans-2021, отчетливо демонстрируют понимание глобальных трендов, активно перестраивающих всю мировую автомобильную отрасль. Если еще несколько лет назад выставить на экспозиции бренда электромобиль считалось исключительно данью моде, то сегодня отношение к технике, использующей альтернативные виды энергии, изменилось коренным образом. Производители прекрасно понимают, что если сегодня им не удастся оседлать новые тренды, то завтра их может просто не оказаться на рынке.
Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.
Окно возможностей для российских автопроизводителей оценивается буквально в несколько лет. Если мы им не воспользуемся, рынок заполнят иностранные производители. И это главный вызов как для страны в целом, так и для отечественных производителей. Мы отвечаем на этот вызов конкретными решениями и конкретными моделями автотехники, — заявил на пресс-конференции генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.По словам Когогина, один из приоритетов его компании — освоение транспорта на альтернативных видах топлива и энергии: на сжиженном природном газе, водороде и на электрической тяге.
Неудивительно, что электрический коммерческий транспорт представили на выставке ГАЗ, МАЗ и петербургская ПК «Транспортные системы».
Эра водорода
Хитом нынешней выставки, безусловно, стала водородная техника. Это неудивительно, так как использование водородных топливных элементов рассматривается во всем мире едва ли не как единственная альтернатива двигателям внутреннего сгорания (ДВС). В условиях стремления стран к углеродно-нейтральным экономикам водородные силовые установки становятся едва ли не единственными энергоисточниками, исключающими выброс в атмосферу СО2 на всех этапах высвобождения энергии. Здесь они определенно выигрывают даже у электромобилей, чьи аккумуляторы зачастую заряжаются «грязной» электроэнергией, выработанной в результате сжигания углеводородов.
Конечно, много дискуссий ведется сегодня относительно способов производства водородного топлива, которое также не всегда осуществляется без углеродных выбросов, но в любом случае водородная энергетика представляется сегодня наиболее экологически чистой.
Водоробус КАМАЗ-6290.
Судя по достаточному количеству представленных на выставке образцов водородной техники, можно сказать, что и мировой, и российский автопром далеко продвинулись в данном направлении. Однако нерешенной пока остается проблема водородно-заправочной инфраструктуры. Так, во всей России на сегодняшний день существует только одна водородно-заправочная станция в подмосковной Черноголовке. Развитие сетей водородных АЗС в РФ пока находится под большим вопросом. Это осознают и российские автопроизводители.
Заниматься развитием инфраструктуры не совсем наше дело, хотя мы прекрасно осознаем, что это будет проблема. Я считаю, что водород — это не далекое после-послезавтра, а это уже завтра. Те усилия, которые некоторые производители предпринимают в этой области, показывают, что инвестиции пошли. И технические проблемы себестоимости как компонентов водорода, так и самого водорода будут скоро решены, — заявил Сергей Когогин, отвечая на вопрос «Ридуса», кто и как должен заниматься развитием водородной инфраструктуры.Салон водоробуса.
Говоря о развитии водородной инфраструктуры, гендиректор КАМАЗа привел пример того, как его компания попыталась инициировать создание сети газозаправочных станций.
Я сформировал небольшую рабочую группу из сотрудников КАМАЗа, пригласил специалистов — бывших работников Газпрома, и мы решили, что КАМАЗ будет сам заниматься развитием газозаправочной инфраструктуры. Мы предложили одной из ведущих нефтяных компаний, имеющей энное количество заправочных комплексов, установить за свой счет на ее АЗС модули заправки сжиженным газом. Когда же они рассмотрели этот бизнес-кейс, то сказали нам: спасибо, вы нам не нужны, мы все профинансируем сами, — рассказал Когогин.По словам руководителя КАМАЗа, это означает, «что критическая масса наросла»: новый вид транспорта появился, и люди поверили, что это бизнес, который сегодня гораздо более эффективен, чем традиционное жидкое топливо.
Мы будем инвестировать в водородную тематику, будем этим заниматься, а сырье и компании, насколько я понимаю, все равно подойдут. Им нужно «озеленять» свою экономику в целом, и вопрос будет решен. В какие сроки это произойдет, я не знаю, но знаю точно, что это недалекое будущее. И оно близко, — заявил Когогин.Водородные звезды Comtrans-2021
Рабочее место водителя водоробуса.
Таких «звезд», а также просто интересных новинок на нынешнем «Комтрансе» оказалось на удивление много. Некоторые из них фигурировали на выставках и ранее, но сегодня большинство из них представляют из себя уже вполне состоявшиеся и готовые к выводу на рынок образцы.
Главными героями здесь, конечно же, являются все те же машины на водородных топливных элементах. Прежде всего это водоробус КАМАЗ-6290.
Проект реализован КАМАЗом в партнерстве с французской компанией Faurecia, точнее, ее совместным предприятием с Michelin под названием Symbio.
От других водородных образцов КАМАЗ-6290 отличает то, что уже в 2022 году опытный образец этой машины будет испытан на улицах Москвы, в реальных условиях эксплуатации. В случае успеха можно ждать начала серийного выпуска КАМАЗом подобных машин как минимум для столичного транспортного комплекса. Мощность водородной энергоустановки КАМАЗ-6290 не менее 45 кВт, что позволяет ему развивать скорость до 80 километров в час и обеспечивает запас хода до 250 километров на одной заправке. Это дает водоробусу возможность работать на линии целый день без промежуточных заправок или зарядок, как это происходит сегодня с электробусом.
Две машины, работающие на водородных топливных элементах, представил и ГАЗ. В первом случае это водородная «Газель», мощность водородного элемента которой составляет 30 кВт, а запас хода увеличен до 350 километров. Второй образец — полноразмерный водоробус с топливным элементом мощностью 45—60 кВт и запасом хода в те же 350 километров.
Водоробус CITYMAX 12 от ГАЗ.
Пассажирский салон водоробуса CITYMAX 12.
Как и говорил Сергей Когогин, наличие нового типа машин порождает и соответствующую инфраструктуру. Предполагается, что компания «Инэнерджи» построит в Москве сеть водородных АЗС, первая из которых заработает в 2023 году. Поскольку транспортировка чистого водорода затруднительна, топливо будет производиться непосредственно на АЗС из природного газа. Надо признать, что по европейским меркам полученный данным способом водород не является экологически чистым и не относится к «зеленому» типу. Однако наличие даже такого производства будет способствовать развитию водородной техники как таковой.
КАМАЗ-65208 на водородном топливе.
Энергетическая установка КАМАЗ-65208.
В случае успеха с созданием водородной заправочной сети в Москве КАМАЗ будет готов предоставить городу водородный грузовик, созданный на базе модели КАМАЗ-65208. Машина может использоваться для подвоза продуктов и других товаров в центральную часть Москвы, где требования по выбросам наиболее высоки. Пока в автомобиле используются технологии французской фирмы GreenGT и швейцарской LARAG. Впоследствии многие компоненты водородных установок могут быть заменены отечественными.
Не водород
КАМАЗ-54907 «Континент».
В «неводородной» категории наиболее интересными экспонатами выставки стали опять же камазовские машины — перспективный магистральный тягач с кабиной К5 КАМАЗ-54907 «Континент». Автомобиль оснащен гибридной силовой установкой, позволяющей снизить расход топлива до 25 литров на 100 километров. В некоторых случаях «Континент» может ездить исключительно на электротяге.
Кабина КАМАЗ-54907 отличается отсутствием боковых зеркал — они заменены на видеокамеры. Изображение с них транслируется на два вертикальных дисплея в салоне. Наличие сенсоров на передней части позволяет машине самостоятельно перестраиваться между полосами, парковаться и двигаться в колонне.
Кабина КАМАЗ-54907 «Континент» со встроенными цифровыми панелями и мультиваркой.
Кабина КАМАЗ-54907 отличается еще и тем, что в ней оборудовано только водительское место, что позволяет сделать «жизнь в кабине» более комфортной. С этой целью здесь, помимо спального места повышенной комфортности, предусмотрены холодильник, микроволновка и мультиварка, умывальник, телевизор и сейф.
По замыслу создателей, «Континент» может использоваться на трансконтинентальных маршрутах из Европы в Китай.
Еще одной новинкой выставки стал электрический мусоровоз КАМАЗ-53198 под названием «Чистогор», также оборудованный автопилотом третьего уровня.
Мусороуборочная машина КАМАЗ-53198 «Чистогор».
К работе в автоматическом режиме адаптирована и еще одна новинка — 40-тонный карьерный самосвал КАМАЗ-6561 «Геркулес». Это первая подобного рода машина сочлененной конструкции, оборудованная гибридной силовой установкой. Несмотря на наличие водительской кабины, машина может использоваться с автопилотом.
Карьерный самосвал КАМАЗ-6561 «Геркулес».
КАМАЗ-6561 «Геркулес» оборудован датчиками для беспилотного движения.
Однако водительская кабина на КАМАЗ-6561 «Геркулес» все равно присутствует.
Далее «Ридус» представляет читателям большую фотогалерею, где можно увидеть все разнообразие представленной на Comtrans-2021 техники. Впрочем, выставка богата не одной только техникой: помимо машин, мы включили в галерею фото самых красивых девушек Comtrans-2021.