Международный трибунал по бывшей Югославии инкриминирует Воиславу Шешелю разжигание межнациональной розни и подстрекательство к преступлениям против несербского населения Хорватии, Воеводины, Боснии и Герцеговины. По данным Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ), занимался он этим два года: в нелегкий период с 1991 по 1993 годы. За это обвинитель требует приговорить лидера Сербской радикальной партии к 28 годам тюремного заключения.
Гаагский рекордсмен
Первый, единственный, самый — в Гааге Воислав Шешель поставил многие тюремные рекорды. Когда МТБЮ выдвинул против него обвинения, политик добровольно сдался. Представители трибунала сразу же заключили Шешеля под стражу, и он провел в следственном изоляторе почти 12 лет. Столько в гаагском СИЗО не сидел никто.
За этот период он сумел поставить еще один рекорд: помимо основного процесса Шешель стал фигурантом еще трех дел. Его трижды осудили за неуважение к суду. Наконец, на момент написания текста Шешель может поставить еще один рекорд — стать первым фигурантом суда МТБЮ, который не присутствовал при вынесении приговора.
Воислав Шешель сдался МТБЮ в конце февраля 2003-го. Из тюрьмы его временно отпустили в конце 2014-го по состоянию здоровья. За год до этого он был прооперирован в Нидерландах, там же он прошел курс химиотерапии. Злокачественная опухоль толстой кишки.
«Я не вернусь добровольно в Гаагу, меня вышвырнули оттуда, — говорит он. — Я провел там почти 12 лет, мне нечего там больше делать».
Самый ненавидимый сербами институт
Так Шешель называет МТБЮ, конечно. В 92 из 142 процессов фигурантами были сербы. «Их цель (европейских властей и МТБЮ. — прим. „Ридус“) — переписать историю, — говорит Шешель. — Объявить сербов ответственными за все преступления, творившиеся на территории Югославии, чтобы отвлечь внимание от себя самих». Неудивительно, что многие братья-славяне МТБЮ, мягко говоря, не жалуют. По этой причине Шешель рассчитывает на поддержку населения в его решении не возвращаться в Гаагу добровольно. «У нас будет и неплохая поддержка на грядущих парламентских выборах. Мы ожидаем, что Сербская радикальная партия покажет отличный результат», — добавляет он.
Сербы должны выбрать новую элиту. В контексте политических партий это означает, что такая элита должна быть категорически против вхождения Сербии в ЕС и НАТО, но за плодотворное сотрудничество с Россией во всех сферах: экономической, политической, военной. Это гарантирует и выживание нашей стране, и ее экономическое восстановление. Единственная партия, последовательно придерживавшаяся этой политики, это Сербская радикальная партия, поэтому мы и рассчитываем на блестящий результат.Братская любовь, неприкрытая ненависть
Пожалуй, за границей никто не относится к России настолько хорошо, как сербы. Нынешние сербские власти рады бы изменить отношение к нашей стране в худшую сторону, но местное население не спешит идти у них на поводу.
По словам Шешеля, возрождение Сербии возможно только при помощи России. Сам же он, находясь в заключении, постоянно чувствовал поддержку нашей страны. «Меня поддерживали россияне, когда мне пришлось добиваться в Гааге простейших человеческих прав. Тогда мне пришлось объявить голодовку. Представители РФ в Совбезе ООН всегда привлекали внимание международного сообщества к несправедливому затягиванию моего процесса, к многочисленным нарушениям в суде, к несправедливому тюремному заключению», — вспоминает Воислав.
Воспоминания о тюрьме в Гааге переносят Воислава еще глубже в прошлое. Он говорит об атаке НАТО на Югославию, уничтожении некогда большой и сильной страны.
«В кровавом развале бывшей Югославии виноваты США и ведущие силы Запада. Они же виноваты в росте мирового терроризма. Их внешняя политика по экспорту демократии всегда приводит к кровавой бойне. Надеюсь, их влияние будет уменьшаться в то же самое время, как будет происходить становление России в качестве серьезной мировой силы», — говорит Шешель.
По словам Шешеля, во всех существующих сегодня в Европе проблемах с мигрантами и радикальными исламистами виноваты, собственно, страны Европы и США. «Не надо было лезть во внутренние дела государств на Ближнем Востоке, вот и не было бы большей части нынешних проблем», — уверен политик.
«Во время гражданской войны я говорил, что русские — друзья сербов. Это абсолютная правда, и с тех пор ничего не изменилось. Это так же верно, как и то, что сербы любят Россию и русских. Уверен, будь Путин главой государства в то печальное время, думаю, многие события прошли бы совершенно иначе», — рассказывает лидер СРП.
Как и адвокат Караджича Петрониевич, Шешель рассчитывает на то, что политический расклад в мире поменяется. «Тогда без крови и войн Сербия вернет себе утраченные территории», — говорит Шешель. С его точки зрения, это вполне реально.
«Сложно предсказать, когда это будет. Мы не изменили своим убеждениям, ждем, когда наступят выгодные политические условия. Пока все идет в нужном нам направлении. Мы верим, что Великая Сербия объединит территории, исторически принадлежавшие сербам. Именно эту идею исповедует СРП», — резюмировал Шешель.