Невооруженным глазом можно увидеть - мнение по поводу АТО в среде нынешней украинской власти разделилось. Мнение это может быть непубличным, носители мнения могут на людях даже поддерживать величайшие свершения украинской армии на полях сражений с частью украинского народа.
Однако далеко не у всех вызывает одобрение это затяжное «мочилово», выматывающее страну и экономически, и морально.
Именно благодаря тем, кто «не в восторге», минувшая неделя прошла под лозунгом «не все так однозначно». Две силы выступили вполне отчетливо, одна явственно выступает за сворачивание войны, другая – за продолжение.
Порошенко намеренно ушел из открытого пространства, на время превратившись в Януковича, невесть чем занимающегося за забором Межигорья. Однако выжидательная позиция не принесла ожидаемого (он ведь чего-то ожидал?), окончилось все весьма плачевно.
Итак, в начале недели начали появляться нетипичные для украинских СМИ новости об ужасах войны. Прозрели вдруг честные и неподкупные журналисты, увидели потери, связанные с необученностью, увидели некомпетентность отдельных представителей командного состава.
Заговорили об ужасающем снабжении войск, о том, что даже провизия поставляется невесть как, о том, что координации между Нацгвардией, всевозможными «батальонами» и регулярной армией, по сути, нет.
О коррупции написал даже Тымчук (история с бронежилетами), а о походе нацгвардейцев на Киев сообщила, о, чудо-расчудесное, ТСН.
Выполняющий обязанности министра обороны Коваль был «дожат» журналистами и вынужден был выдать оправдание нежеланию признавать гвардейцев участниками военных действий:
- О статусе участника боевых действий, то все юридические документы у нас есть, но сейчас не идет процесс выдачи этих удостоверений, он состоится после окончания всех тех мероприятий, которые мы проводим
То есть, вы воюйте, «потом» разберемся, а когда эта АТО закончится - мы того не знаем. Как россияне в Чечне 15 лет воевать будем, или раньше все завершим – неведомо. Подождите.
Несмотря на то, что любая негативная информация об АТО замалчивалась, традиция была нарушена и расследование вашего покорного слуги также пошло в прессу.
Как по отмашке кого-то невидимого начала появляться информация о предателях, которые окопались в Минобороны, о множестве раненых, которые навсегда останутся инвалидами.
Вот, к примеру, комментарий руководителя военно-медицинского департамента МО Украины:
-Этот больной жив. Я вчера к нему наведывался, у него появился шанс, что он выживет, хотя имеет 85% ожогов. Это большая победа нашей медицины.
Как по-вашему, прочтя данный оптимистический комментарий по поводу военного, искалеченного навеки, многие захотят отправить своих близких в это горнило?
Гвоздем в гроб воинственных, призывающих к радикализму на фронте (но при этом активно посещающих все ток-шоу в тылу) говорящих голов стало включение журналиста The Sunday Times Франкетти на шоу Савика Шустера.
Это были 20 минут разрыва шаблона, когда оппонировать журналисту, тридцать раз бывавшему в Чечне, прошедшему несколько горячих точек, могли лишь хамством и перекрикиванием.
Он говорил то, что ВИДЕЛ, а не то, что ДОЛЖЕН был увидеть. И включение его стало подобно взрыву бомбы, брошенной в болото.
Зал неистово жал на кнопку «не нравится», гости студии кривились и усмехались. Не помогло. Выступление Франкетти стало событием.
Даже несмотря на то, что Шустер, зачитывая отрывки из материала Франкетти перед включением, упустил из виду вот эти строчки:
«Раздался шум истребителя, выпускающего ракеты. Бойцы закричали "Отступаем!", "К российской стороне!"
Самолет "залетел в российское воздушное пространство, а затем резко повернул к украинской стороне, целясь низко, выпуская несколько ракет по полям"
Сразу несколько официальных лиц выступили с очень «некровожадными» заявлениями, откровенно перечеркивающими всю риторику прошлых месяцев.
К примеру, мер Донецка выдал настоящее обращение к президенту и Парламенту:
«Хочу обратиться к президенту Украины Петру Порошенко и Верховной раде Украины с просьбой начать переговоры с представителями Донецкой народной республики при посредничестве России. Нужно прекратить эту братоубийственную войну, пока есть хоть один шанс ее остановить»
«Военное положение разрушит инфраструктуру городов, приведет к катастрофе и огромному неконтролируемому потоку беженцев. В Донецкой и Луганской областях находятся 42 больших города, 36 районов и около 7 млн. человек».
Тарута прямо сказал о том, что АТО не достигла своих целей:
«Я не военный, и мое личное мнение состоит в том, что по состоянию на сегодня антитеррористическая операция в Донецкой области не достигла своих целей. Операции должны иметь не военный, а точечный антитеррористический характер.
Жертвы должны быть по возможности исключены или минимальны, потому что каждая новая смерть – не только трагедия для земли Донбасса, но и плюс десяток новых сторонников террористов».
Что говорить, и сам и.о. министра обороны Михаил Коваль в начале прошлой неделиговорил о мирном пути решения конфликта:
«Новым президентом Украины объявлен курс на урегулирование всех проблем на Востоке Украины мирным путем, перевод ситуации из стадии вооруженного конфликта в плоскость переговорного процесса. Сейчас продолжается процесс прекращения вооруженного противостояния на востоке страны»
Уже через два дня после этого заявления Порошенко однозначно подчеркнул необходимость переговорного процесса, а не эскалации конфликта:
«Наш мирный план должен стать базой для дальнейшей деэскалации конфликта».
Все это, плюс информация о том, что министр МВД Аваков контактирует с лидерами ДНР по поводу прекращения огня, указывало на явную победу «миротворцев».
Казалось, еще шаг, и кровопролитие остановится. К тому же, оппонентами влиятельных политиков, чиновников и общественных деятелей, выступали, по большей части, откровенные маргиналы.
Ляшко заявил о своей инициативе по увольнению Авакова, широко известный в достаточно узких кругах Однороженко также обвинил руководство АТО, но обвинения его разошлись лишь по тем самым «узким кругам».
Мир явно побеждал, но вдруг…
13 июня подразделения Нацгвардии, «Азов» и «Днепр-1» устраивают победоносную войну в Мариуполе.
Как устраиваются победоносные войны – известно всем. Захватывается населенный пункт, не имеющий особого значения, потому – слабо обороняемый.
Именно таким населенным пунктом был Мариуполь – несколько десятков ополченцев против многократно более сильного противника. Исход был предрешен.
Ныне война там перешла в разряд партизанской – нападение на колонну пограничниковтому подтверждение.
13 июня для «разжигания», так сказать, некто Роман Бурко, именующий себя «вольным журналистом», забрасывает на Фейсбук утку о колонне танков из РФ и "перемещениях ракет".
Подобного рода «новости» публикуются в соцсетях ежедневно, однако данному вбросу было придано значение, его подхватывает Тымчук, а после украинские СМИ публикуют фейк уже со ссылкой не на никому не известного Бутко, а на штаб АТО.
Танки, которые, без сомнения, являются украинскими и захвачены в в/ч А-2730,именуются «российскими».
И завершением контрнаступления тех, кто войну хочет, стало уничтожения самолета с десантниками.
Вопросов по этой трагедии традиционно больше, чем ответов. Однако в первые же часы в СМИ попадает комедийная, несмотря на трагичность ситуации, информация о «консервах с российской маркировкой».
Виновные сразу найдены. Это сепаратисты и Россия, их спонсирующая.
Моментально организуется провокация под российским посольством в Киеве, приверженцы военных действий берут верх и одерживают победу.
Радикализм зашкаливает, Порошенко не может отсидеться и вынужден дать несколько комментариев по поводу необходимости «адекватных ответов».
Таким образом, Порошенко поставлен в тупик – он обязан извиниться за действия радикалов под посольством, при этом он не может извиниться, так как событиями конца недели загнан в угол.
Лавров, давая президенту Украины пространство для маневра, находит виновника провокации:
«В нападении на посольство России в Киеве ведущую роль играли бойцы подразделения «Азов», финансируемого главным спонсором карательной операции на Востоке Украины Игорем Коломойским»
15 июня становится известно о том, что ополченцы восстановили контроль над стратегически важной станицей Луганская. Бессмысленная война продолжается.
Очевидно – за войну борется серьезная сила, имеющая влияние как на спикеров АТО, так и на проведение боевых действий.
Насколько эта сила замешана в трагедии с ИЛ – неизвестно. Но предположения самые мрачные, причем, они зазвучали в первые же часы после гибели десантников. Оппонирует этой воинственной силе также серьезная группа граждан, имеющих влияние на центральные СМИ страны и на окружение президента.
Контратаки на любую миролюбивую риторику следуют моментально, причем, нередко, выражаются либо в абсолютно бессмысленных обстрелах мирных населенных пунктов, либо в запуске мощных фейков, либо в… падениях самолетов.
Идет борьба за президента Порошенко, который явно не против завершить войну с максимальной выгодой для рейтинга и минимальными жертвами. Борьба кровавая, без правил.
Кто нанесет следующий удар – миротворцы, либо агрессоры, скоро увидим.
В любом случае, советую всем читателям, зрителям и гражданам, черпающим информацию лишь из соцсетей, видеть чуть дальше, чем предлагается теми, кто новости сообщает.
Идет война двух группировок. И обе группировки – вполне украинские.