Общество Фото

Волчанский трамвай

8 818

Волчанск — самый маленький город в России с трамвайным движением. Его население — около 10 тыс. жителей. На однопутной трамвайной линии протяженностью 8 километров в одну сторону ходит один вагон. Держится это все на чистом энтузиазме работающих там людей и скудных бюджетных средствах.

Трамвайное движение в Волчанске открылось 31 декабря 1951 года. В то время Волчанск ещё не имел статуса города (он получил его только в 1956 году), однако население достигало тридцати тысяч жителей.

В прошлом в Волчанске было две городских трамвайных линии: на Лесную Волчанку и на угольный разрез № 5. Последняя линия была закрыта в 1994 году в связи с постоянными кражами контактного провода.

Также существовала междугородная трамвайная линия до Карпинска, которая действовала с 1953 года по 22 апреля 1965 года, разобранная по причине перегона своим ходом из Карпинска в Волчанск огромного экскаватора «ЭВГ-15» по дороге между этими двумя городами. Следы этой линии до сих пор читаются вдоль дороги на Карпинск.

Волчанский трамвай состоит из одной линии, соединяющей южную и северную части города. Протяжённость линии — около 7—8 километров. Линия одноколейная, ранее существовавшие разъезды полностью разобраны. Трамвайный путь проходит через заросшие луга и тайгу. На фотографии — кузов вагона «МТВ-82», который используется в качестве склада.

Пути изношены, однако волчанцы проводят обслуживание путей, насколько это возможно при существующих материалах, технике и средствах: перекладка путей, замена шпал, сглаживание стыков в кривых, установка шунтов. Случаются сходы вагонов, однако в последнее время таких случаев стало меньше.

Трамвайное депо расположено в южной части города и является конечным пунктом маршрута. Оно представляет собой одноэтажное административное здание, кирпичный бокс на два вагона, промплощадку для отстоя трамваев и хозяйственное помещение.

Существует только один маршрут. Время в пути составляет примерно 25-30 минут. На линии работает один вагон.

С мая 2010 года движение прекращается на период с 10:00 до 16:00. Первоначально остановка трамвая днем осуществлялась из-за трудностей с оплатой электроэнергии (днем отключалось электричество на тяговой подстанции). Затем даже после погашения долгов было принято решение не выпускать трамвай днем, так как пассажиропоток в это время довольно низкий.

Подвижной состав насчитывает два вагона 71-605 (бортовые номера 7 и 8), вагон 71-608КМ (бортовой номер 1), вагон 71-402 «СПЕКТР» (бортовой номер 2) и вагон 71-619КТ (бортовой номер 3).

В депо где-то сохранилась платформа от вагона КТМ-1, которую, прицепляя к пассажирскому вагону, волчанцы используют для транспортировки материалов и инструментов к местам проведения работ на пути.

Депо отапливается печкой.

Пассажирские вагоны оборудованы бугельными токосъёмниками, что обусловлено особенностями контактной сети.

Помимо трамвая, в Волчанске работает пассажирский автотранспорт: маршрутное такси и автобус, принадлежащие одному и тому же перевозчику и работающие по маршруту «Волчанск — Карпинск», при этом практически полностью дублируя трамвайный маршрут, а также легковые такси.

Поскольку администрация города перестала с 2009 года обеспечивать разумную конкуренцию, а эксплуатационная скорость движения автотранспорта выше, чем трамвая, а также вследствие того, что маршрутное такси и автобус ходят в два раза чаще, чем трамвай, зачастую выбор платежеспособного пассажира оказывается не в пользу трамвая. Тем не менее, трамвай являлся в Волчанске неким эталоном стабильности и постоянства: неуклонно соблюдается расписание движения, оперативно (насколько это возможно) исправляются неисправности на пути, даже в условиях экстремально низкого пассажиропотока на ранних утренних и поздних вечерних рейсах руководство трамвайного парка не намеревается отменять эти рейсы.

Склад ходовых электродвигателей.

В ванне разводят мальков.

Существовали опасения, что если на 2011 год из областного бюджета не будет выделено средств на содержание трамвая, то электротранспорт в Волчанске может остановиться. Однако в марте 2011 года (когда были сделаны эти фотографии) трамвай ходил.

Зимняя защита от холода.

Стоимость проезда составляет 14 рублей (март 2011).

Трамвайная линия дважды пересекается с железной дорогой: в одном случае — с малоиспользуемой ж/д веткой, а в другом — с бoлее неиспользуемыми подъездными путями к бывшему лесозаводу.

Юрьевич ловит звуки внеземных цивилизаций.

Приблизительно 2,5 км линии на междугороднем отрезке между южным и северным поселениями проходят по девственному таёжному лесу.

Вот такой вот необычный трамвай.

Виртуальная экскурсия по линии. Большое спасибо директору Волчанского трамвая и всем сотрудникам за гостеприимство и помощь!