Образование

Воспитание для галочки: эксперты раскритиковали идею о «замполитах» в школе

0 19691

Эксперты в области образования раскритиковали решение министра просвещения Сергея Кравцова внедрить в российские школы новую штатную единицу — советника директора по воспитанию и работе с детскими объединениями.

Уже весной 2021 года советники по воспитанию, которых в Рунете прозвали «замполитами», появятся в школах пилотных регионов. Среди них — Брянская, Вологодская, Калининградская, Нижегородская, Омская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская области, а также Ставропольский край и Севастополь. Проект курирует созданное в 2015 году Российское движение школьников (РДШ), тесно связанное с администрацией президента РФ.

Исполнительный директор РДШ Ирина Плещева заявила, что основное внимание будет уделяться школьникам, которых когда-либо задерживали на несанкционированных уличных акциях. Советники должны будут достучаться до юнцов с помощью мемов, образов из современной музыки и фильмов, социальных сетей и компьютерных игр.

О том, смогут ли новации Минпросвета оказать реальное влияние на молодых людей, «Ридус» поговорил со специалистами: замглавреда журнала «Преподавание истории и обществознания в школе» Энвером Абдулаевым, а также преподавателем лицея НИУ ВШЭ, кандидатом исторических наук Александром Морозовым. Оба эксперта оценили идею скептически.

© Zuma\TASS© Zuma\TASS

«Это абсолютно мертворожденная бюрократическая идея, к тому же предсказуемая. В свете последних событий было понятно, что на улицы выйдет молодежь, а потом чиновники обеспокоятся, что с этим нужно что-то делать. В итоге не придумали ничего лучше, чем назначить ответственных за воспитание», — заявил «Ридусу» Александр Морозов.

Морозов напомнил, что в советские времена при образовательных учреждениях воспитательная работа велась с размахом, но «абсолютно формально», в результате чего государственная идеология потеряла свое значение.

«За это отвечали сначала пионервожатые — они с детьми работали, потом Комсомол, молодежные организации кто-то курировал от партии. Это чисто бюрократический подход, он нужен для отчетности, для галочки. [Министра просвещения Сергея] Кравцова можно понять, ему тоже нужно отчитываться… Он человек умный, наверняка в душе понимает, что это все формальность, но им же нужно что-то делать», — пояснил эксперт.

«Человека воспитывает среда и общество. Целенаправленное воспитание это фантом, на самом-то деле. Дети видят, что происходит вокруг, всю эту нашу повседневность, школу видят, дети общаются, лезут в соцсети, смотрят записи с митингов. Административными мерами скорее ненависть к режиму будет воспитываться, а не лояльность», — считает Александр Морозов.

Юрий Смитюк/ТАСС© Юрий Смитюк/ТАСС

Энвер Абдулаев, у которого большой опыт преподавания и в школе, и в вузе, назвал решение Министерства просвещения «чисто бюрократической реакцией на внешние раздражители». Само положение будущих воспитателей в современной России эксперт считает двусмысленным.

«Общество живет в условиях государства, в Конституции которого официально записано: „Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной“. О чем вообще может идти речь, если нет у нас никакой идеологии? Что такое хорошо и что такое плохо — это и есть идеология, а у нас от нее отказались», — напомнил Абдулаев.

Нежизнеспособной преподавателю кажется и попытка разделить учебный и воспитательный процесс, пусть и в рамках одного учебного заведения.

«Разговаривать со школьниками должны учителя, которые с ними постоянно работают, и, так сказать, варятся в одном соку. А если в школе нет таких учителей, к которым дети бы прислушивались, то значит это плохая школа, и никакими советниками здесь не поможешь», — убежден Абдулаев.

«При этом я не исключаю, что в отдельных случаях эти советники могут оказаться на своем месте, но как массовый подход это работать не будет», — заключил специалист.