Военное дело

Воздух ценой в миллиард: крупнейшие коррупционные скандалы в армии США. Продолжение

28 377

Как потратить миллиард долларов и не получить ничего взамен? Для этого достаточно выиграть тендер на разработку ПО для военных. Корреспондент Ридуса продолжил исследование финансовых махинаций Пентагона.

В прошлом году разгорелся скандал, который поставил под вопрос не только финансовую честность чиновников, но и безопасность страны. Целый ряд поставщиков военной техники попался на использовании "БЭУ Электроникс". В ударных и многоцелевых вертолетах, транспортных и патрульных самолетах, а также в компьютерных подсистемах ракетного комплекса THAAD эксперты нашли огромное количество поддельных транзисторов и микросхем китайского происхождения. По официальной версии, стремясь сэкономить, субподрядчики покупали комплектующие подешевле, после чего втридорога перепродавали их производителям под видом настоящих.

По итогам проведенной проверки, 61% компаний, с которым сотрудничали Локхид, Боинг и MDA не смогли предоставить документацию, подтверждающую подлинное происхождение продаваемых ими деталей. По американским законам, поставщики военной техники обязаны поменять поддельные детали за свой счет, если суд сумеет доказать, что компания заведомо знала об использовании контрафакта. Пока таких прецедентов не было, поэтому все расходы на замену "пиратской" техники ложатся на военный бюджет. Впрочем, здесь дело не только в деньгах. Китайцы накопили серьезный опыт в электронике, так что никто не может сказать, какие именно программные закладки установлены в проданных чипах.

Компьютерный прогресс вообще добавил головной боли американским военным. Разработка программного обеспечения стала, пожалуй, самым проблемным местом Пентагона. С начала девяностых министерство регулярно выслушивает обвинения в неэффективном использовании средств. Последний раз это случилось в 2011, когда американское министерство обороны за миллиард долларов получило неработающую программу поддержки экспедиционных боевых действий. Тендер на разработку этой системы был проведен в 2005 году. Она должна была объединить в единой оболочке 240 утилит, отвечают за разные аспекты функционирования ВВС. Когда выяснилось, что программа не работает, разработчик попросил еще миллиард долларов и 8 лет "на доделки". Десятью месяцами позже проект был закрыт, а фирма-изготовитель получила более 8 миллионов долларов компенсации за досрочное расторжение договора. Генеральный контролер Пентагона полагает, что в министерстве имеется еще 6 аналогичных контрактов, которые на 8 миллиардов "У.Е." превышают первоначальные заявки и на 13 лет отстают от графика.

Иной раз "покупать ненужное" требуют от Пентагона сенаторы. Так, в 2007 году техасский конгрессмен Кэй Грэнжер буквально заставил военное ведомство потратить 2,4 миллиарда долларов на 10 ненужных транспортных самолетов CJ-17. Официальной причиной необходимости этого заказа послужило сохранение 650 рабочих мест на авиазаводе в Далласе. Произведенные транспортники будут находится в резерве до 2022 года, пока не выйдет срок службы их предшественников.

Разработка новейших видов вооружений - еще одна бездонная бочка. Главную роль здесь играет Агентство передовых оборонных исследовательских проектов - DARPA. Своему появлению этот институт, кстати, обязан нашей стране. DARPA было основано в 1958 году в ответ на запуск СССР первого искусственного спутника.  Ежегодно это агентство получает миллиарды долларов на революционные проекты. Часть из них доживает до серийных образцов, большинство же благополучно закрывается на стадии проектирования из-за "недостаточного развития техники на сегодняшний день".

Среди таких прикрытых проектов - создание синтетической крови, телепатической связи, средства телепатического контроля над солдатами, летающая подводная лодка и "жидкий металл", по принципу действия похожий на знаменитый Т1000 из "Терминатора 2". Отчитывается по этим разработкам DARPA только перед Пентагоном. Посторонним неизвестно ни точное число сотрудников организации, ни бюджет. Подобная организация появилась в этом году и в России. Дмитрий Рогозин стал инициатором создания ФПИ - фонда перспективных исследований. Главными задачи фонда станет создание высокоточного оружия, роботов и гиперзвуковых технологий. Остается надеяться, что наши чиновники смогут научиться на чужих ошибках и не повторить таких провалов. 

Читайте также: предыдущая часть расследования