Последнее время крупнейший российский авиаперевозчик регулярно попадает в скандалы. Навскидку можно вспомнить попытку подкупа врача главным пилотом, лишение «нелояльных клиентов» бонусных карт, раздел бортпроводников на страшных и красивых и так далее.
В редакцию «Ридуса» обратилась бортпроводница «Аэрофлота». С ее слов, авиакомпания старательно борется с собственными сотрудниками, чтобы минимизировать расходы предприятия.
„Аэрофлот“ ведет войну со своим персоналом уже продолжительное время. Если персонал начинает требовать исполнения законодательства, таковые люди сразу же подпадают под понятие неугодных, — говорит руководитель Шереметьевского профсоюза бортпроводников Илона Борисова.В крупнейшей российской авиакомпании она работает уже много лет. По словам Илоны, райской работу бортпроводников назвать никогда было нельзя, но в последнее время все стало куда хуже.
Например, авиаперевозчик поделил всех сотрудников на два сорта: лояльных и нелояльных. По отношению к последним ведется настоящая война, зачастую с нарушениями законодательства.
«По мнению нашего работодателя, лояльный работник — это человек, который доволен своим рабочим местом и с легкостью идет на выполнение задач, которые для него не определены конкретикой», — поясняет Борисова.
© instagram.comВоздействуют на таких неугодных сотрудников разными способами. Например, с помощью рабочих графиков.
«Этот вопрос отрегулирован и Трудовым кодексом, и приказом Минтранса: график должны предоставлять за месяц до введения его в действие. Грубо говоря, график на февраль у работника должен быть на руках 31 декабря. Работодатель вместо этого предоставляет план работы, а это не график далеко», — говорит бортпроводник.
График — это четкое определение времени работы и отдыха с распределением по дням. План предполагает изменения намеченных событий. Работодатель может его менять в любой момент по собственному желанию. Наши работники, таким образом, получаются крепостными: невозможно планировать свою жизнь. Все упирается в отзвон наряда, который мы производим дважды в неделю, это регулирует нашу жизнь только на два дня вперед, — поясняет Илона Борисова.Решению этого вопроса не помогли ни трудовая инспекция, ни суд. Точнее, решение-то судебное в пользу бортпроводников было выпущено еще восемь лет назад, в 2011-м. «Аэрофлот» оспаривать его не стал: не было ни кассаций, ни апелляций, но выполнять решение суда авиакомпания не торопится.
Специфика работы в гражданской авиации дает авиакомпании достаточно рычагов, чтобы воздействовать на неугодных с помощью рабочих графиков. Например, проштрафившегося сотрудника можно измотать, заставляя его работать исключительно на коротких перелетах.
«Каждый должен отлетать определенное количество часов налета. Когда работник выполняет полеты длинными рейсами, нормы делят на длинные части и он отдыхает больше. Если же норму дробят на короткие перелеты, то ему приходится выходить на работу каждый день, чтобы получить полную зарплату, практически без выходных», — объясняет руководитель независимого профсоюза.
«Норма одна и та же, но первый чаще бывает дома, чем второй. Этот вопрос не отрегулирован отраслевым законодателем никак. Чтобы наказать сотрудника, авиакомпания переводит его на более частые полеты, что является выматывающим фактором. Для человека создаются невыносимые условия труда, и человек уходит из профессии. Это способ выдавливания с работы», — говорит Илона.
© instagram.comС ее слов, в полной мере сотрудники «Аэрофлота» данный способ давления ощутили на себе, когда авиаперевозчик стал бороться с теми сотрудниками, которые не подпадали под определенные «параметры красоты».
«Тогда нас разделили на категории, которые мы сами назвали СТС — „старая, толстая, страшная“. Туда записали всех, чей внешний вид или возраст не устраивал работодателя. Их собрали в такую группу, которая летала суперкороткими рейсами. Вопрос удалось решить в суде», — рассказывает бортпроводник.
Из рассказа сотрудницы выходит, что авиаперевозчик всячески пытается не только наказать неугодных, но и минимизировать свои расходы с помощью подобных санкций.
Так, росчерком пера бортпроводников лишают одной из главных «заманух», ради которых многие вообще приходят в эту профессию: льготных билетов. На дешевые полеты уже не могут рассчитывать беременные и неугодные. Чтобы лишиться льготы, достаточно одного опоздания.
Этот монолог можно было бы списать на возможные личные обиды, однако «Ридус» общался со многими другими сотрудниками компании — все они, в отличие от Илоны, опасаются говорить под собственным именем, но подтверждают сказанное.
Да и простой поиск в интернете убеждает: сайты с отзывами о работодателях буквально переполнены гневными сообщениями действующих и бывших работников.
Круг претензий в них куда шире, чем у Илоны Борисовой. Здесь и кумовство, и отсутствие возможности карьерного роста, адские условия труда, крайне низкие по столичным меркам зарплаты, невероятная текучка персонала и так далее.
Почему же люди продолжают соглашаться на такие условия труда?
По словам Илоны, в компаниях — конкурентах «Аэрофлота» ситуация еще хуже. «У нас хоть профсоюзы существуют, они, за исключением фиктивного, созданного самим работодателем, хоть как-то сдерживают натиск. В других компаниях нарушений намного больше», — утверждает она.
С ее слов, в данный момент «Аэрофлот» пытается лишить бортпроводников длинных отпусков. Несмотря на коэффициент вредности 3,2, определенный еще в СССР, и выматывающий рабочий график, экипажи, по мнению авиакомпании, отдыхают излишне много.
«В суде у них решить этот вопрос не вышло, но попытки отобрать отпуска продолжаются», — говорит Илона.
«Ридус» отправил в «Аэрофлот» запрос по всем этим моментам, но ответа пока не получил.