Вне контекста

Возрождаясь из пепла. Превратности судьбы Кизилташского монастыря

6 488


В юго-восточной части Крыма, недалеко от переполненного отдыхающими Судака, в очень тихом и живописном месте, располагается Кизилташское урочище. В переводе с тюркского «кизилташ» означает «красный камень». Скалистые утесы среднеюрских известняков, окружающие уникальное горно-лесное урочище, имеют красновато-бурый цвет, что и послужило названию. На территории этого урочища располагается мужской монастырь, переживший за свою историю период расцвета, полное уничтожение и возрождение.

В 1856 г. по ходатайству архиепископа Крымского Иннокентия в урочище Кизилташ был основан мужской монастырь во имя святителя Стефана, архиепископа Сурожского. Именно не простая судьба этого монастыря и привлекла мое внимание.
В 19 веке это был процветающий монастырь, имевший две церкви, гостиницу, обширное хозяйство. В монастыре проживало более 50 человек.

Монастырский ансамбль до начала упадка.

С приходом Советской власти все изменилось. В 1920 году по распоряжению крымских властей в Кизилташском монастыре была размещена детская колония, а монахам было предложено руководить в колонии сельско-хозяйственными работами. Службы в церквях продолжались еще три года. В 1923 году кресты с церквей сбили, монастырь упразднили, а на его территории организовали трудовую колонию имени Калинина. Так Кизилташский мужской монастырь прекратил свое существование.

В последствии территория монастыря переходила от одного ведомства к другому. Колонию сменила сельскохозяйственная артель. В церквях устроили общежитие и клуб. В 30-е годы прошлого века в Кизилташе размещался Дом отдыха Московского военного округа. В начальный период Великой Отечественной войны (до ноября 1941 г.) на территории монастыря была заложена продовольственная база Феодосийского партизанского отряда. Естественно никто не заботился о сохранении архитектурного ансамбля монастыря, которому был нанесен существенный ущерб. Верующие из близлежащих сел многократно обращались к властям с просьбой передать им церкви Кизилташской киновии, но на каждое обращение они получали отказ. В1950 году многострадальные монастырские здания были взорваны, а в урочище Кизилташ разместился военно-промышленный комплекс - арсенал ядерных боеголовок Черноморского флота СССР. Поселок стал режимным объектом и получил название Феодосия-13. В 1992 году ядерные боеприпасы были из Кизилташа вывезены. Сейчас секретный режим с поселка снят, а на территории поселка Краснокаменка осталась небольшая военная часть и база отряда специального назначения "Тигр".

Вид с горной тропы на воинскую часть, скрытую в горах.

Напоминания, о режимном прошлом этого места встречаются повсюду. По дороге к поселку стоит заброшенный блок-пост. То тут, то там из земли торчат блиндажи. Остатки асфальтированных дорог ведут высоко в горы. В горах можно встретить остатки колючей проволоки, железнодорожные пути, заброшенные бункеры. Местные жители рассказывают о существовании 10-ти километрового туннеля, который ведет из Кизилташа прямо в море. Якобы в этот туннель заходили подводные лодки, для загрузки боеприпасов.

Горная тропа, ведущая к монастырю, петляет среди густого леса и остатков колючей проволоки.

Остатки заграждения в лесу - свидетельства непростой судьбы монастыря.

Постепенно земли монастыря возвращаются православной церкви. Построен новый храм во имя святых Печерских угодников для местных жителей и военнослужащих части. Местная власть выделила под возрождение монастыря 8,5 га земли. Ранее монастырь располагался на семи террасах, разбитых на горных склонах. Две террасы уже переданы монастырю. Планируется возведение часовни и храма в честь Целителя Пантелеймона. Но на данный момент монастырские строения выглядят очень скромно. Весь ансамбль ограничивается двумя небольшими церквями и несколькими хозпостройками.

Монастырь надежно укрыт горными вершинами и лесом. Храм Всех Печерских Святых.

Внутри церкви все очень скромно.

Деревянный Храм во имя св. Серафима Саровского, построен в 2011 году.

Основной источник воды в монастыре.

Святой источник. Место паломничества православных.

В монастыре нет колокольни, зато в большом количестве то там, то тут из земли торчат остатки фундамента и обломки стен, как напоминание о том преступлении, которое было совершено в этом удивительно красивом месте.

Кусты акации растут прямо из развалин, скрывая следы разрушенного храма.