Появилась надежда на восстановление снесенного в Польше мавзолея воинам Красной армии.
Согласно информации мемориального содружества «Курск», появилась надежда на восстановление мавзолея на братской могиле советских воинов в городе Тшчанка, который был снесен польскими властями в рамках так называемой декоммунизации.
Памятник недружбы
Мавзолей был открыт в 1945 году и воздвигнут над братской могилой 56 воинов Красной армии, погибших при взятии немецкого города Шенланке (по итогам Второй мировой войны город был передан Польше и переименован в Тшчанку).
В сентябре 2017 года мемориал, как «прославляющий коммунизм», был варварски снесен после принятия польским Сеймом поправок к закону о запрете пропаганды коммунизма.
Разрушение мавзолея вызвало решительные протесты российских МИД и Минобороны, которые были проигнорированы польской стороной.
На месте захоронения местные власти планируют разбить городской парк, уже готов план застройки.
Стоит отметить, что поправки к закону предусматривают снос памятников, «прославляющих коммунизм», но не касаются мест захоронения, каковым является мавзолей. Однако тогдашний бурмистр Тшчанки Кшиштоф Чарнецкий организовал «археологические исследования», которые показали, что под мавзолеем якобы нет человеческих останков. На основании этих исследований он обратился к воеводе, и тот вычеркнул мемориал из списка кладбищ, тем самым дав властям города право снести мавзолей.
Заступники есть
Но в Польше нашлись люди, которые не остались равнодушными к разрушению мемориала. С самого начала содружество «Курск» заняло позицию, согласно которой мавзолей в Тшчанке был ликвидирован незаконно.
Активисты содружества длительное время пытались донести до польских властей, что проведенное теми «археологическое исследование» является неправомочным. В итоге представители «Курска» обратились к судебному эксперту, которая дала заключение о том, что данное «исследование» не является археологическим и не может дать достоверных результатов о наличии или отсутствии в земле человеческих останков.
Заключение судебного эксперта привело к некоторым подвижкам в этой истории, и на днях руководитель содружества Ежи Тыц сообщил о первом успехе.
Воевода сказал, что „Курск“ прав. И теперь староста обязана принять дело, рассмотреть его, и мы рассчитываем на то, что возобновится судебное разбирательство и на этом судебном разбирательстве мы заставим его остановить работы на площади. Если мы победим, то решение воеводы о лишении мавзолея статуса захоронения утратит свою силу, могила снова станет могилой, защищенной польским государством, и, таким образом, автоматически необходимо будет восстановить ее прежнее состояние. У меня нет ни малейшего сомнения, что дело в суде должно закончиться для нас положительно, — заявил Тыц изданию Sputnik Polska.Обозреватель «Ридуса» обратился непосредственно к Ежи Тыцу, который ответил на вопросы издания.
После того как воевода признал правоту «Курска», должно возобновиться судебное разбирательство. Сколько времени может занять это разбирательство? Каковы, на ваш взгляд, шансы на его положительный исход? В случае положительного решения власти автоматически должны восстановить мавзолей в прежнем состоянии. Каким образом должно происходить это восстановление? Ведь мавзолей был полностью разрушен.
— Необходимо уточнение: воевода лишь частично признал нашу правоту. Поясняю: адвокат, ведущий дело, идет в нескольких направлениях. Одно из них — заставить орган, выдавший разрешение на реконструкцию площади (старостат повята), возобновить производство и остановить ремонтные работы.
В ответ на такое требование адвоката староста цинично отказалась, заявив, что письмо адвоката было получено слишком поздно, с нарушением правил вручения писем. На такое поведение старосты была подана жалоба воеводе, который согласился с нашим адвокатом, и, таким образом, дело вернулось в старостат для повторного рассмотрения.
Удастся ли когда-нибудь остановить ремонт площади, сказать сложно. Второе направление работы адвоката — жалоба на действия воеводы, который исключил мавзолей из реестра кладбищ и тем самым способствовал его ликвидации.
Жалоба в настоящее время находится в Воеводском административном суде, мы ожидаем первого дня слушания. Если суд отменит решения воеводы, теоретически это приведет к реконструкции мавзолея. Как это будет выглядеть на практике, никто предсказать не может. Никакой помощи или уступок от властей Тшчанки ожидать не стоит. Неизвестно, когда состоится первое слушание и когда будет вынесено окончательное решение.
Прежний бурмистр Тшчанки Кшиштоф Чарнецкий пошел на нарушение закона: с его подачи мавзолей был лишен статуса воинского захоронения, а затем разрушен. Что, по-вашему, побудило Чарнецкого пойти на такое явное нарушение закона? Это какой-то политический заказ сверху или его собственная инициатива? Сейчас Чарнецкий является депутатом Сейма от партии власти «Право и справедливость» (ПиС). Если будет подтверждена незаконность лишения мавзолея статуса воинского захоронения, то будет ли это иметь какие-либо последствия для его политической карьеры? Понесет ли в Польше кто-то ответственность за свои незаконные действия?
Кшиштоф Чарнецкий
— Бывший бурмистр Чарнецкий нарушил закон, и ему придется нести ответственность. То, что он является депутатом, не защитит его от ответственности. Я не думаю, что разрушить мавзолей его вынудили какие-то посторонние силы, какие-либо политики и т. д.
Просто политическая антироссийская атмосфера, создавшаяся в Польше после прихода к власти ПиС, была в тот момент настолько сильной, что такие люди, как Кшиштоф Чарнецкий, чувствовали себя безнаказанными. Чарнецкий думал, что он быстро уберет мавзолей, построит парк и все забудут об этом. Это произошло иначе, потому что на защиту 56 солдат, похороненных там, стало польское содружество «Курск».
По мнению нашего адвоката, рано или поздно дело закончится нашей победой.
На месте захоронения запланировано строительство городского парка, где будут гулять и развлекаться люди. Насколько известно, поляки очень трепетно относятся к местам захоронений и подобное будет для них являться кощунством. Местные жители как-то реагируют на события вокруг сноса мавзолея советским воинам?
— Поляки очень уважительно относятся к местам захоронения, поэтому бывший бурмистр организовал целую кампанию в СМИ, чтобы убедить жителей Тшчанки в том, что под мавзолеем нет останков солдат. Во-первых, без какого-либо разрешения он поручил частной компании бурить скважины, чтобы подтвердить или оспорить существование останков. И хотя эксперты в своих выводах утверждали, что нельзя исключать существование захоронений на исследуемой территории, бурмистр начал распространять информацию о том, что под мавзолеем нет останков. Поэтому подавляющее большинство жителей поверило своему бурмистру и не протестовало.
Закон о декоммунизации касается примерно 230 памятников воинам Красной армии. На данный момент около 100 памятников уже снесены. Есть ли, по-вашему, какие-то шансы отстоять оставшиеся 130 памятников из этого списка?
— Для большинства еще оставшихся памятников нет надежды. Останутся только те памятники, где местные власти решат обратиться в суд для спасения этих памятников. Это то, что сделал президент Жешува. В этом городе памятник сохранился.
Ситуацию со сносом в Польше памятников советским воинам-освободителям «Ридусу» также прокомментировал представитель польских левых националистов Конрад Ренкас, ответив на несколько вопросов нашего обозревателя.
Для того чтобы разрушить мавзолей в Тшчанке, местные власти пошли на нарушение польских законов и лишили мемориал статуса захоронения. Создается впечатление, что правящая партия «Право и справедливость» любой ценой хочет уничтожить все связанное с освобождением Польши Красной армией. Чем это можно объяснить?
— Именно эта решимость указывает на фальшивость намерений, мотивов и политических целей «Права и справедливости». Эта партия любит обосновывать свои русофобские действия двумя способами: во-первых, как «компенсацию за исторические обиды» (неважно, реальные или мнимые), которые полякам пришлось вытерпеть со стороны довольно обще и абстрактно указанных россиян, а во-вторых, требованиями текущей «безопасности государства».
Безусловно, оба эти псевдоаргумента не выдерживают более детального анализа, потому что солдаты Красной армии, вызволившие Польшу из-под немецкой оккупации, никакими обидчиками признаны быть не могут, также никак нельзя объяснить, как эти несколько сотен памятников и тысячи могил могут уменьшить уровень польской безопасности. Даже наоборот — ведь это крайне безответственно дразнить великого русского соседа, бередя его историческую память.
В СМИ прошла информация о том, что снос памятников воинам Красной армии непосредственно курируется НАТО. В чем здесь, по-вашему, заключается интерес альянса?
— Всегда стоит помнить в таких ситуациях, что Польша не является самостоятельным геополитическим субъектом и при всей псевдодержавной фразеологии нынешнего правительства только выполняет команды, поступающие с Запада. И в частности, от той части западного истеблишмента, которая хочет продолжить политику прямой конфронтации с Россией, даже (особенно) если она может привести к эскалации и полномасштабному конфликту.
Как поляк я всегда говорю иностранцам, особенно россиянам: не обманывайтесь, не верьте, что в Польше правят польские патриоты, заботящиеся о самостоятельности страны и национальном достоинстве. Нет ничего более ошибочного. Это все те же элиты, обученные, воспитанные и финансируемые западными фондами и центрами влияния, — которые лишь научились использовать льстящие польской гордости лозунги. Польшей управляет американское посольство и дислоцированные на нашей территории американские войска.
Если постоянно доходит до антироссийских выступлений или разрушения могил — то это только потому, что так приказали американцы, а их польские слуги лишь послушно выполнили приказы натовских ястребов войны.
Солдаты 47-й гвардейской танковой бригады, апрель 1945 года
Снос памятников советским воинам-освободителям стал возможен только благодаря русофобии, которая усиленно насаждается в стране средствами массовой информации и правящими элитами. Согласно недавним опросам, в Польше начинают снижаться антироссийские настроения, причем наиболее положительное отношение к России продемонстрировала польская молодежь в возрасте до 29 лет. В чем дело? Пропаганда дает сбой или поляки действительно начинают менять свое отношение к России?
— Во-первых, русофобия в Польше уже немного «поизносилась». Прошло пять лет с момента киевского Майдана, а третья мировая война так и не разразилась, Россия не только не напала на Польшу, но даже не устроила вторжения на Украину. В глазах обычных людей это подорвало сами основы запугивания Россией, по принципу: «ОК, мы верили, мы дали себя запугать, но ничего плохого не произошло, так что перестаньте это постоянно повторять».
Во-вторых, среди поляков все больше растет осознание реальной ситуации на Украине, которая уже не может быть представлена как «невинная жертва российской агрессии». Напротив, вместе с возмущающими поляков выходками украинских нацистов Украина воспринимается как все более неприятный сосед, в котором польское правительство топит миллиарды, поступающие из карманов польских налогоплательщиков. Это общее неприятие позиции Киева — больного человека Европы (термин, который используется для обозначения европейского государства, испытывающего продолжительный экономический или социальный кризис. — Прим. «Ридуса») — создает взаимопонимание между поляками и россиянами.
Наконец, в-третьих, большое признание, особенно среди молодых поляков, вызывают российские международные успехи, в частности урегулирование ситуации в Сирии и само эффективное руководство Владимира Путина.
Проще говоря, все больше поляков понимают, что именно российский президент способствовал смягчению иммиграционного кризиса в Европе. Заметное снижение уровня русофобии, попросту сопротивление ее официальным, государственным проявлениям, как и все более частое поднятие вопроса польско-российского взаимопонимания вне и над головами политиков, заставляют меня предположить, что только вопросом времени является появление запроса на перемены в нашей восточной политике.
Кратко: то политическое движение, которое представит полякам наконец реальную программу развития российско-польских отношений на годы, на основе общих ценностей и интересов, может оказаться самым большим позитивным изменением на польской политической сцене в перспективе ближайших десяти лет.