На девятом часу обсуждения ПАСЕ одобрила резолюцию за возвращение России (118 за, 62 против, 10 воздержались).
Что это значит для нас?
Возвращение России на наших условиях (полное восстановление в правах и возможность участия уже в июньской сессии ассамблеи, а соответственно, и голосования за нового генсекретаря организации) — крупнейшая победа парламентской и традиционной дипломатии последних лет.
И одновременно пожалуй, первый крупный прецедент снятия со страны санкций в связи с событиями, последовавшими за переворотом на Украине.
Собственно, это и объясняет ту чрезмерную активность, которую развели украинские представители во время рассмотрения вопроса при поддержке делегатов из Великобритании и Прибалтики.
Тут и более 200 формальных поправок к резолюции с целью затормозить и сорвать голосование, и попытка вернуть вопрос в комитет, и обвинения в предательстве, и угрозы Украины покинуть ПАСЕ. В общем, не мытьем, так катанием, лишь бы не допустить возвращения России в эту организацию уже в текущую сессию.
И это только та борьба, которая на поверхности. Куда же без телефонного права, о котором прямо рассказывал генсек Совета Европы Ягланд на Афинском демократическом форуме: «По этому вопросу внешнеполитическое ведомство в Вашингтоне сейчас выходит на все столицы Европы, чтобы оказать влияние на это решение ПАСЕ, в которой США являются всего лишь наблюдателем».
И еще один момент. После того как в 2014—2015 годах начались ограничения прав страны в ассамблее, мы могли пойти по другому пути. Не идти на жесткие шаги по неуплате взносов и иже с ними. Могли не требовать устами спикера Госдумы Вячеслава Володина и его коллег по депутатскому корпусу полного соблюдения наших условий.
Ну, ездили бы и дальше, сидели бы под ограничениями без права голоса. Не проводили бы бесчисленные переговоры и консультации.
Но в таком случае навряд ли бы сегодня у наших «друзей» был настолько грустный день. А то, что он именно такой, наглядно демонстрируют заявления с соседней Украины.
«Возвращение России в ПАСЕ — это реванш агрессора и демонстрация презрения к международному праву», — заявил Гройсман.
Так что, поднимайте бокалы, есть повод. Хороший повод.