Русско-турецкая война 1768–1774 годов, которая числится пятой в пространном счете военных столкновений России и Турции, была привычно спровоцирована поляками и начата турками. Не менее традиционно возможностью поживиться воспользовались крымчаки – и это был последний в истории набег крымских татар на русские земли, последний массовый – 2 тысячи – захват рабов, которыми пиратский полуостров широко торговал либо жил их трудом. Приятная ирония судьбы состоит в том, что в этом конфликте Турция намеревалась расширить свои территории, в частности, в Приазовье: "пошли по шерсть – вернулись стрижены".
Это возвращение основанного Петром Первым форпоста Российской империи на юге предшествовало ее воцарению в Крыму и основанию Севастополя, которому в отечественной истории и школьных учебниках досталось больше славы, чем Таганрогу – его предтече во многих смыслах: и тот, и другой были основаны на месте древнегреческих поселений (Кремны будут даже постарше Херсонеса), каждый был в свое время главной российской военно-морской базой на юге. Только Таганрог – "первее". Обоим, кстати, досталось и в Крымскую войну – в 1855-м англо-французский флот бомбардировал и Севастополь, и Таганрог; оба города отражали десанты союзников (у Таганрога казаки умудрились потопить канонерскую лодку "Джаспер"!).
В "век золотой Екатерины" русские продолжили делать то, что затевал и завещал Петр – расчистили себе выход в Азовское море и снова, как при первом императоре, на воронежских верфях начали строить Азовскую флотилию – "чтобы через то получить зунд (пролив) Чёрного моря в свои руки и тогда нашим судам свободно будет крейсировать до самого Цареградского канала и до устья Дуная".
Азовский флот
Античные Кремны, средневековый итальянский Порто-Пизано, петровская Троицкая крепость – город на Таганьем Роге имеет не только насыщенную боевую историю. Это не только первый в истории России город, построенный по заранее разработанному генеральному плану (а таганрогская гавань - первая в мире, построенная не в естественной бухте, а в открытом море) – издревле и до сих пор это место интенсивных и плодотворных международных контактов.
Греки и итальянцы, русские и евреи, ссыльные поляки, шведы и прибалты (Таганрог – первая российская каторга) – вероятно, все они "виноваты" в том, что это город красивейших женщин и детей. И коммерции…
Флаг Таганрога
Когда Таганрог передал свою военно-морскую миссию Севастополю – он не потерялся и не превратился в задворки. Город столь успешно развивал коммерческие связи, что быстро стал крупнейшим торговым портом юга России. Очень скоро после Крымской войны там открылись 15 иностранных консульств, свидетельствовавших об обширности коммерчески связей города. Связи повлекли за собой инвестиции в промышленные предприятия. Первый в стране коммерческий суд ввели в Таганроге. В своё время сорт пшеницы "Таганрог" - а этот порт пропускает через себя океаны зерна – считался в Италии лучшим для приготовления пасты…
Войны проходят, торговля и сотрудничество остаются. Они ведут к благосостоянию, за которым приходят с войнами заинтересовавшиеся соседи – дальние, как немцы, и недалекие, как украинцы, сопровождавшие их в Таганрог в 1918-м. Германцы вернулись в русский город и в 41-м – на 680 дней оккупации. В ХХ-м веке представители высшей расы превратили таганрогский детский дом в донорский пункт – кровь детишек переливали немецким офицерам. Когда приблизились советские войска, и измываться над детьми стало опасней – их повезли с собой, на Украину…
… И в XXI-м веке, гуманитарные достижения которого сильно переоценены, заметно, что единственно надежным союзником России остается её армия и флот. Именно их "вежливые люди" позволяют надеяться жителям Таганрога и его окрестностей от Балтики до Тихого океана, что ни с слишком жаркого Юга, ни с просвещенного Запада не придут незванно в наши скифские места. Которые немного странный сосед таганрогцев всё закрашивает в национальные цвета на глобусе своей страны.
© Yaplakal.com