За не отвечающую установленным требованиям медицинскую помощь учреждения здравоохранения могут быть оштрафованы, предложил Минздрав РФ.
Для должностных лиц штраф может достигать 20 тысяч рублей, для юридических — 70 тысяч.
Согласно поправкам к закону о клинических рекомендациях (приняты в декабре 2018 года), эти рекомендации должны разрабатываться медицинским сообществом для различных заболеваний с указанием предусмотренной медицинской помощи.
На основании рекомендаций разрабатываются протоколы лечения отдельно по каждому заболеванию.
Этот процесс начался еще в 2012 году, когда Минздрав установил критерии «качественного» лечения, напоминает глава Центра политики в сфере здравоохранения Сергей Шишкин.
Именно эти стандарты — вернее, их нарушение, — служили основанием для страховых компаний, Росздравнадзора (а в тяжелых случаях — прокуратуры) наказывать врачей и поликлиники за некачественно оказанные медицинские услуги.
Если до 2012 года врач лечил пациента, основываясь на полученных в институте знаниях и наработанном опыте, то после каждый эскулап стал обязан «заглядывать в святцы», чтобы его методы лечения не дай Бог не нарушили указанные в законе нормы.
Однако, как это часто бывает при попытках применения законодательства на практике, у значительного числа российских медучреждений не оказалось денег, чтобы полноценно выполнять все предписанные законом процедуры и манипуляции, говорит Шишкин.
Таким образом, если предложения Минздрава будут приняты, пациент, недовольный качеством лечения, должен будет обратиться, по выбору, либо в Росздравнадзор, либо в свою страховую компанию, выписавшую его полис ОМС.
Но если сам пациент не проявит такую инициативу, никакие контролирующие органы о факте нарушения клинических рекомендаций, конечно, не узнают. Под лежачего больного вода не течет (хотя в данном контексте эта поговорка звучит несколько двусмысленно).
Если жалоба от пациента поступила, контролирующие органы проводят экспертизу, и в подавляющем большинстве случаев недовольному больному даже не надо обращаться в суд — такие конфликты обычно решаются во внесудебном порядке, и медучреждения компенсируют жалобщику его неудобства материально, — говорит Шишкин.Не надо понимать требования Минздрава так, что министерство намерено требовать от всех врачей в одночасье стать вровень с Авиценной, успокаивает коллег (но вряд ли пациентов) замглавы дирекции СЗАО Москвы по обеспечению деятельности учреждений здравоохранения Максим Лакомкин.
Есть четкий список оснащения для любой клиники, находится она внутри Садового кольца или в отдаленном поселке, без которого она просто не получил лицензию на оказание медицинских услуг. Это касается и частных клиник, и государственных. Этот список остается неизменным, а вот стандарты, рекомендации, степень их обязательности меняются постоянно. И вот они-то как раз более гибкие, отрегулированные под конкретные условия, — сказал он.Было бы неразумно ожидать, что единственная на какой-нибудь таежный поселок больничка будет экипирована в той же степени, а ее врачи иметь квалификацию на том же уровне, как федеральный медицинский центр. И никто не собирается этих врачей штрафовать за «несоответствие» высшим стандартам, подчеркивает медицинский чиновник.
Есть три уровня амбулаторно-клинической помощи — от районной поликлиники до федерального стационарного учреждения. К каждому уровню предъявляются различные требования, они просто не могут быть одинаковыми — потому что у них и задачи разные. То есть Минздрав будет штрафовать (если будет) за несоблюдение стандартов именно в своей „весовой категории“, а не каких-то абстрактных клинических рекомендаций, — предполагает Лакомкин.