С начала украинского конфликта война дронов стала объективной реальностью. Происходящие сегодня на полях сражений Украины действия не имеют аналогов в мировой военной практике, заставляя специалистов говорить, что будущее уже наступило.
Однако было бы неправильно утверждать, что события на украинском театре военных действий — это и есть война роботов, о которой долгое время говорили фантасты. Несмотря на многочисленные аналогии и сравнения, время впервые упомянутого в фильме «Терминатор» Skynet ещё не настало. Пока ещё преждевременно утверждать, что на полях Украины вовсю воюет искусственный интеллект.
Действительно, Украина и Россия экспериментируют с беспилотниками, оснащёнными искусственным интеллектом. Но их полная автономность и способность к полномасштабному развёртыванию в боевых условиях остаются ограниченными.
Автономность с поддержкой ИИ в беспилотных системах может существенно повлиять на то, как дроны используются на поле боя. Речь идёт о снижении нагрузки на операторов-людей, обходе системы РЭБ, автоматизации процесса нацеливания и принятия решений.
Искусственный интеллект — всё ещё не интеллект
Ещё в марте 2025 года научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований Wadhwani AI Center Катерина Бондарь сообщила в докладе, что автономность в виде способности системы независимо работать в сложных условиях с ограниченным контролем «на поле боя на Украине ещё не присутствует».
В новом отчёте Института изучения войны отмечается, что «по состоянию на начало июня 2025 года ни Россия, ни Украина не использовали беспилотники с искусственным интеллектом и машинным обучением (МО) на поле боя в больших масштабах».
При этом в отчёте отмечается, что обе стороны «всё больше интегрируют возможности МО с некоторыми ограниченными адаптациями ИИ в новые варианты дронов на пути к разработке беспилотных аппаратов, полностью работающих на базе ИИ или МО».
Использующие машинное обучение дроны, даже с некоторыми элементами ИИ, по-прежнему требуют участия оператора. МО может позволить дронам выполнять заранее запрограммированные задачи, но им не хватает автономности, которую мог бы обеспечить ИИ.
Это всё ещё не революция?
В конце прошлого месяца Украина заявила, что развернула «материнский дрон» с искусственным интеллектом, который может автономно отправлять беспилотники с видом от первого лица для удара по целям.
При этом в мартовском докладе Бондарь говорилось, что оснащённые искусственным интеллектом ударные системы в три-четыре раза чаще поражают цель, чем пилотируемые исключительно людьми беспилотники.
Можно ли считать это революцией?
Представители обеих воюющих сторон, связанные с использованием беспилотников, в один голос утверждают, что управляемые исключительно ИИ дроны пока не получили широкого распространения.
Действительно, война стала испытательным полигоном для дешёвых беспилотников и новых технологий. Однако превращение прототипов в масштабируемый, готовый к бою флот искусственного интеллекта потребует данных, чипов и координации, которых ни одна из сторон в настоящее время в полной мере не имеет.
Как отмечается в докладе, для России дальнейшее развитие таких важных боевых возможностей будет зависеть от сбора, хранения и управления данными о поле боя. Это нужно для обучения ИИ выполнению миссий, а также, что особенно важно, для поиска способа чёткого различения собственных и вражеских беспилотников.
Украина уже работает над этим, используя системы «Дельта» и «Крапива», напоминающие системы управления и контроля Министерства обороны США.
Однако при этом, по словам авторов доклада, украинские разработчики сталкиваются с проблемами отсутствия координации со стороны правительства, недостатка вычислительной мощности и устойчивости.
Всё это указывает, что для полного перехода на войну с использованием исключительно искусственного интеллекта ни одна из сторон не имеет достаточных возможностей и ресурсов.
Судя по всему, этого нет и у армий стран НАТО, что подтверждается их явным отставанием от России и Украины в данной области ведения боевых действий. Что касается Китая и его возможностей создания полностью управляемого ИИ оружия, то можно предполагать, что соответствующие разработки Пекином ведутся. Вопрос лишь в том, на каком уровне они находятся и каковы результаты.
Понятно, что добровольно делиться подобной информацией со всем миром никто не будет.