Все главные фильмы «Оскара» этого года отмечены проблемами выживания: их герои стремятся выжить вопреки всему, выжить во что бы то ни стало. В полном одиночестве выжить в заснеженном лесу. В полном одиночестве выжить на Марсе. Почти в полном одиночестве выжить, будучи на долгие годы запертой в крохотной комнате. Без любимых родственников выжить вдали от любимой родины. Выжить, когда против тебя ополчилась вся страна. Выжить (и обогатиться) в финансовом кризисе. Продолжать жить даже тогда, когда ты не такая, как все. Выжить в безжизненной пустыне, когда вокруг и жизни как таковой нет — но выжить просто потому, что жизнь, опять же, должна продолжаться.
Своим названием фильм «Выживший» лишь жирно подчеркнул общую тему, как никогда волнующую сегодня многих кинематографистов. Тем забавнее, что главную награду Американской киноакадемии за лучший фильм 2015-го года получил единственный номинант, в котором выживание не стояло на первом месте. Картина «В центре внимания» посвящена, скорее, тому, как можно вообще жить после того, как узнал шокирующую, горькую истину; она рассказывает, как вскрылась правда о том, что католические священники по всему миру десятилетиями развращали детей, оставаясь безнаказанными благодаря прямой «защите» своего Господа. Хотя, если приглядеться внимательнее, здесь тоже присутствует этот мотив: продолжать жить следует даже тогда, когда эта самая жизнь разорвана насильниками в клочья; жить следует хотя бы для того, чтобы рассказать людям правду.
Фильм Тома МакКарти, главными героями которого стали журналисты бостонской газеты, запустившие взрывную цепочку сенсационных разоблачений, долгое время считался в Америке потенциальным лидером наградного сезона, но в последние месяцы утратил звание безусловного фаворита под давлением «Игры на понижение», премированной Гильдией продюсеров, и того же «Выжившего», отмеченного Гильдией режиссеров. Когда накануне лента завоевала сразу пять престижных премий «Независимый дух», казалось, что это максимум, на который ей суждено подняться. Полученный в самом начале оскаровского вечера приз за лучший оригинальный сценарий эту мысль отчасти подтверждал: сценарные номинации принято считать (незаслуженно, конечно) «утешительными» — здесь часто побеждают важные картины, которым в итоге ничего более не достанется (что и случилось, кстати, с «Игрой на понижение», отмеченной только за сценарную адаптацию книги Майкла Льюиса). Но вот же — сюрприз-сюрприз. И своеобразный рекорд: «В центре внимания» стал лучшим фильмом года, получив всего лишь … два золотых приза (хотя история знает пример и с единственной статуэткой).
Отдельно хочется отметить, что отпраздновавший месяц назад 50-летие Том МакКарти в 2008-м году был участником конкурсной программы Московского кинофестиваля со своим вторым фильмом «Посетитель». Кроме того, он еще и актер, в фильмографии которого такие известные названия как «Знакомство с родителями», «Доброй ночи и удачи», «Сириана», «Игра без правил».
«Выживший» хоть и проиграл в борьбе за самую важную награду, но получил в итоге на одну статуэтку больше. Алехандро Гонсалес Иньярриту повторил свой прошлогодний успех, обойдя в режиссерской номинации Джорджа Миллера («Безумный Макс»), Адама МакКея («Игра на понижение»), Леонида Абрахамсона («Комната») и того же Тома МакКарти. Оператор Эммануэль Любецки, официально уже признанный гениальным, получил третьего подряд (!!!) «Оскара» — после «Гравитации» и «Бёрдмэна»; тут больших сомнений и не было.
Предопределена была и победа Леонардо Ди Каприо, ожидание которой год от года так волновало всю мировую общественность: страшно даже представить, что случилось бы, если б Американская киноакадемия и на этот раз проигнорировала всеобщего любимца. Про «восстание дикапристов» не пошутил только ленивый, однако следует лишний раз подчеркнуть, что актер получил свою долгожданную статуэтку и по праву, и в сильнейшей конкуренции. Майкл Фассбендер («Стив Джобс»), Мэтт Дэймон («Марсианин»), и Брайан Крэнстон («Трамбо») определенно сыграли лучшие на данный момент свои роли, а прошлогодний лауреат Эдди Рэдмейн («Девушка из Дании») вновь продемонстрировал, как далеко он способен зайти в создании чрезвычайно неординарного образа. Все они проявили себя на высшем уровне, но величайший актер своего поколения сыграл (или прожил) в «Выжившем» ту роль, что полностью попала под неписаные «правила» Академии — и уже потому все его блистательные и не менее отважные конкуренты вынуждены были освободить ему дорогу, уступив дорогую награду.
Однако по количеству полученных наград подлинным триумфатором вечера оказался зубодробительный шедевр Джорджа Миллера «Безумный Макс: Дорога ярости». Не снискав, увы, победы в главных категориях, он предсказуемо забрал почти все в технических, заработав в общей сложности шесть «Оскаров»: за костюмы, декорации, грим, монтаж, монтаж звука и сведение звука. Во всех этих номинациях «Макс» соревновался с «Выжившим», а иных конкурентов, по большому счету, у него и не было.
Приз за лучшую женскую роль получила 26-летняя Бри Ларсон. В драме Леонида Абрахамсона «Комната» (не выходившей в российский прокат) она сыграла молодую женщину, семь лет прожившую практически в гараже — в крохотной комнатке, где ее запер негодяй-похититель-насильник. Там же она и родила, и вот ее сыну уже исполнилось пять, а он еще никогда в жизни не видел ни травы, ни настоящего дерева, и уверен, что все прочие люди на свете — плоские, как в телевизоре…
Как о серьезной актрисе и потенциальной лауреатке о Бри заговорили пару лет назад, после фильма «Короткий срок 12». Предсказания оправдались, хотя осадок остался: академики вновь показали, что испытывают слабость к симпатичным девичьим лицам, в то время как мужчины-актеры в том же возрасте крайне редко добираются не то что до приза, но даже до номинации (это заметно и потому, что экранный «сын» актрисы на приз выдвинут не был, хотя сыграл даже лучше). Не так давно тому свидетельством была победа Дженнифер Лоуренс, которая номинировалась (и была, честно говоря, достойна новой награды) и сейчас — за картину «Джой»; Сирша Ронан в 21 год получила вторую свою номинацию за «Бруклин». На их фоне Кейт Бланшетт («Кэрол») и в особенности Шарлотта Рэмплинг («45 лет») выглядели, конечно, древними «старушками».
По-настоящему оспорить награду у Бри Ларсон могла Алисия Викандер, которая в «Девушке из Дании» сыграла, по существу, не второплановую, а главную роль. Но продюсеры, как это довольно часто бывает, намеренно «понизили» ее в статусе — в надежде, что так будет «вернее». Расчет оправдался — и актриса, которую еще год назад (когда выходили «Седьмой сын», «Воспоминания о будущем» или «Агенты А.Н.К.Л.») приходилось как-то особо представлять, отныне — лауреатка «Оскара». Примечательно, что голливудская карьера Алисии с «Оскара» и началась — три года назад в иноязычной категории от Дании был номинирован «Королевский роман» с ее участием: сам фильм «прокатили», но красивую исполнительницу главной роли заметили — и вот результат (да, не забудем еще вышедшую почти одновременно «Анну Каренину», где она воплотила Кити). Сегодня Викандер с лету обыграла безупречно сыгравшую в «Стиве Джобсе» Кейт Уинслет, колоритную Дженнифер Джейсон Ли из «Омерзительной восьмерки», очаровательную Рэйчел МакАдамс из «В центре внимания», а также Руни Мару, которая в «Кэрол» также сыграла скорее центральную роль, нежели второплановую.
Алисия Викандер причастна и к еще одному сюрпризу церемонии — к победе британской картины Алекса Гарленда «Из машины» в номинации за лучшие спецэффекты. Здесь она сыграла робота, наделенного гениальным изобретателем искусственным разумом; сочетание ее лица с механическим телом поразило не только «Безумного Макса» с «Выжившим» и «Марсианином», но и звездновойновское «Пробуждение силы», на которое делались основные ставки.
Определенные опасения вызывала номинация за лучшую роль второго плана: в шаге от награды оказался Сильвестр Сталлоне, в седьмой раз сыгравший в «Криде» своего Рокки. Его победа была бы, конечно, символична — мол, старался-старался и настарался, но к актерскому мастерству не имела бы ровным счетом никакого отношения. По счастью, академики оказались благоразумны — и отдали «Оскар» не звездной легенде, а еще недавно практически неизвестному широкому зрителю Марку Райлэнсу, в «Шпионском мосте» Стивена Спилберга безукоризненно перевоплотившемуся в советского разведчика Рудольфа Абеля и из крохотных нюансов создавшему бриллиантовый образец классической игры. Надо заметить, что хороши были и Том Харди в «Выжившем», и Марк Руффало в ленте «В центре внимания», и уже имеющий высшую награду Кристиан Бэйл в «Игре на понижение».
Лучшим композитором был назван великий Эннио Морриконе, девять лет назад получивший от Киноакадемии безусловно заслуженную почетную награду за вклад в искусство в целом, но впервые выигравший «Оскар» в честном соревновании — за тарантиновскую «Омерзительную восьмерку». Песней года стала Writing's On The Wall в исполнении Сэма Смита, открывавшая очередную серию бондианы «007: СПЕКТР». Такие фильмы как «Марсианин» Ридли Скотта, «Бруклин» Джона Краули и «Кэрол» Тодда Хейнса не получили от Американской киноакадемии ничего.
Привлек «Оскар» внимание и политических обозревателей: в пятерке лучших документальных картин оказалась «Зима в огне» Евгения Афинеевского (Украина — Великобритания — США), обстоятельная хроника киевского Майдана 2013−14 гг., начавшегося как студенческая вечеринка с танцами, а закончившегося стрельбою и жертвами. Но не менее «политическими» были и соперники: «Взгляд тишины» Джошуа Оппенхаймера продолжает рассказ о давнем, но до сих пор памятном геноциде в Индонезии (это вторая часть дилогии, начатой оглушительным «Актом убийства», столь же убийственная), «Земля картелей» Мэтта Хейнемана повествует о борьбе гражданского населения с мексиканскими наркобаронами (фильм, к слову, победил в документальном конкурсе Московского кинофестиваля, что также прибавляет нашему смотру очков на мировой арене).
В стороне от актуальной повестки дня стояли ленты, посвященные певицам — Нине Симон («Что случилось, мисс Симон?», реж. Лиз Гарбус) и Эми Уайнхаус («Эми»). Азиф Кападиа, автор последней, совсем недавно забрал награду Британской киноакадемии, а теперь унес себе в коллекцию и «Оскар».
Зато в коротком метре лучшей назвали остросоциальную пакистанскую ленту «Девушка в реке: Цена прощения» (реж. Шармин Обаид), рассказывающую о том, сколь мало ценится человеческая жизнь в стране, до сих пор погруженной в пучину религиозного мракобесия. В игровой же секции короткометражек вновь обошлись без политики: приз получил «Заика» (реж. Бенджамин Клири, Великобритания — Ирландия), трогательный рассказ о заикающемся кавалере, который готовится к своему первому «живому» свиданию с девушкой, познакомившейся с ним в Интернете.
Лучшим полнометражным мультфильмом ожидаемо назвали «Головоломку» Пита Доктера. Но и ее конкуренты достойны всяческого внимания: британский «Барашек Шон» пленяет своей неподдельной рукотворностью, японские «Воспоминания о Марни» впечатляют красками и особо — нравственным посылом, бразильский «Мальчик и мир» возвращает зрителя к первозданному листу бумаги, на котором и рождается подлинное искусство. А «Аномализа» любопытна тем, что при помощи анимации погружает нас в психологическую драму человеческого одиночества.
Наш соотечественник Константин Бронзит, к сожалению, во второй раз остался без награды: лучшим короткометражным мультфильмом был выбран не его маленький шедевр «Мы не можем жить без космоса», а чилийская «Медвежья история» (реж. Габриель Осорио Варгас).
Предсказуемой оказалась и победа в иноязычной категории венгерского «Сына Саула»: шокирующий рассказ об ужасах концлагеря в постановке дебютанта Ласло Немеша оказался главным сюрпризом Каннского кинофестиваля, получив там вторую по значимости награду и с тех пор уверенно забрав едва ли не все значимые призы мира (разве что «Сезара» ему не дали). Огорчает здесь разве то, что в соперники ему словно бы специально подобрали картины интересные, но не великие: отмеченный тем же «Сезаром» «Мустанг» Дениз Гамзе Эргювен (Франция), премированная британскими академиками «Гордость» Наджи Абу Новара (Иордания), а также «Война» Тобиаса Линдхольма (Дания) и «Объятия змея» Сиро Герра (Колумбия).
Сама церемония была раскрашена многочисленными шутками по поводу отсутствия в основных номинациях представителей чернокожего братства — в этом отношении особенно преуспел ведущий вечера Крис Рок. Хотя бы отчасти замять нешуточный скандал был призван Морган Фриман, которому доверили в кульминационный момент вскрыть конверт с названием лучшего фильма года. Несмотря на все волнения, «Оскар» выжил и на этот раз; а гонка за призами нового сезона уже открыта.