Кино

Все фильмы про Человека-паука — от лучших к худшему

0 15669

Человек-паук. Спайдермен. Питер Паркер. На сегодняшний день это имя знакомо всем и каждому. Персонаж Marvel Comics, дитя Стена Ли и один из самых узнаваемых супергероев в мире. В 2002 году именно Человек-паук стал первой ласточкой, показавшей миру и киноиндустрии, насколько могут быть популярны истории о героях в трико.

За последние двадцать лет Паучок получил видения трех совершенно разных режиссеров, а красный костюм из спандекса примерили три популярных актера. Уже в среду стартует «Человек-паук: Нет пути домой» — заключительный фильм новой трилогии от тандема Sony / Marvel и восьмая по счету полнометражная игровая лента.

В честь выхода на экраны новой ленты «Ридус» решил собрать все фильмы в один список и рассмотреть, какие из фильмов российские зрители оценили выше, а какие — ниже всех остальных.

«Человек-паук» (2002). Режиссер — Сэм Рэйми

С него все началось тогда. Начнем с него и мы.

С него все началось тогда. Начнем с него и мы.

© Sony Pictures

Первый фильм о Питере Паркере, укушенном радиоактивным пауком, снятый под руководством постановщика «Зловещих мертвецов» Сэма Рэйми, стал самым высоко оцененным фильмом по вселенной Спайдермена — почти 300 тысяч оценок на «КиноПоиске» вывелись в общие 7,6 балла из десяти.

Стартовал фильм Рэйми 30 апреля 2002 года. Главную роль сыграл 26-летний Тоби Магуайр, на тот момент звезда драм «Плезантвиль» и «Правила виноделов», а главного антагониста — каноничного Зеленого Гоблина — Уиллем Дефо. Лента стоила Sony Pictures 189 миллионов (из них 50 ушло на рекламу и продвижение), но принесла неслыханные 822 миллиона мировых сборов и два выдвижения на «Оскар» в технических номинациях.

Противостояние Гарри Осборна и Питера Паркера сделало фильм поистине захватывающим.

Противостояние Нормана Осборна и Питера Паркера сделало фильм поистине захватывающим.

© Sony Pictures

Чем полюбился нам первый «Паук»? Игрой Магуайра, подарившего нам скромного и обаятельного изгоя Питера Паркера, на чьем месте хотел бы оказаться каждый, кто чувствовал себя слабым в этом жестоком мире. Сумасшедшими экшен-сценами, в детстве казавшимися невероятными, да и сегодня их качество выглядит опережающим время. И, конечно же, визуальным стилем и очарованием, который вызывает жуткий приступ ностальгии по беззаботному детству.

«Человек-паук: Вдали от дома» (2019). Режиссер — Джон Уоттс

Второй фильм Джона Уоттса продолжил тенденцию оммажа на подростковые проекты, напоминая, что Питер Паркер, хоть и супергерой, но все еще совсем юный парень.

Второй фильм Джона Уоттса продолжил тенденцию к оммажу на подростковые проекты, напоминая, что Питер Паркер хоть и супергерой, но все еще совсем юный парень.

© Sony Pictures

Забавно, что второе место по оценкам занимает вторая часть — правда, уже не трилогии Рэйми. Второй сольный фильм о приключениях Паучка в рамках расширенной киновселенной Marvel был оценен 329 тысячами зрителей на 7,3 балла из десяти. К тому же это первый сольный проект Паука, заработавший в прокате более миллиарда долларов (ни одной из предыдущих лент это так и не удалось). «Вдали от дома» вышел в отечественный прокат 4 июля 2019 года.

После событий печального «Финала» Питер Паркер делает все, чтоб пережить смерть своего наставника Тони Старка и максимально отойти от супергеройских дел. Для этого отлично подошли каникулы в Европе — экскурсии по Венеции, карнавал в Праге и даже поездка в Лондон. Однако когда из ниоткуда появляется загадочный герой Мистерио, а Нику Фьюри и «Щ.И.Т.у» требуется помощь Паука, тот впервые понимает, что его куда больше заботит признание в любви Эм-Джей, чем еще одно спасение мира.

Холланд и Зендея продолжают отыгрывать максимально неловкую, но вместе с тем невероятно органичную пару.

Холланд и Зендея продолжают отыгрывать максимально неловкую, но вместе с тем невероятно органичную пару.

© Sony Pictures

За что мы полюбили «Вдали от дома»? За продолжающуюся тенденцию Джона Уоттса показывать Человека-паука не только героем, но и обыкновенным юным парнишкой, который не умеет общаться с девушками, принимает неверные решения и сомневается в себе. Лента кажется приятной отсылкой к старой доброй комедии «Евротур», правда, в куда более нежном и невинном формате. Паук в исполнении Тома Холланда все еще самый человечный и близкий зрителю, а финальный твист с раскрытием личности Паркера и вовсе разорвал шаблон, сделав третий фильм одной из самых ожидаемых премьер года.

«Человек-паук 2» (2004). Режиссер — Сэм Рэйми

«Человек-паук 2» — единственный фильм о Паучке, получивший «Оскара».

© Sony Pictures

Сиквел Рэйми отстал от сиквела Уоттса на смешные шесть тысячных балла (!), получив от зрителей оценку в 7,3 из десяти. Миллиард он не собрал (всего 783 миллиона при 200 миллионах бюджета), но у него тоже есть уникальное достижение: только этот фильм о Пауке может похвастаться премией «Оскар», которой ленту наградили за лучшие визуальные эффекты.

После окончания борьбы с Зеленым Гоблином Питер Паркер начинает балансировать между двумя ипостасями — супергеройской и студенческой. Отношения с тётей Мэй, Мэри-Джейн и Гарри Осборном заходят в тупик, который грозит душевным разрывом. А когда на горизонте появляется доктор Отто Октавиус с механическими щупальцами, готовый на все ради завершения опасного эксперимента, под угрозой оказываются все.

Отто Октавиус в исполнении Альфреда Молины стал отличным антагонистом, не уронив планку, заданную Уиллемом Дефо.

Отто Октавиус в исполнении Альфреда Молины стал отличным антагонистом, не уронив планку, заданную Уиллемом Дефо.

© Sony Pictures

Вторую часть с Тоби Магуайром нередко называют продолжением, превзошедшим оригинал. И немудрено, ведь в этот раз конфликт у главного героя усилен как никогда: помимо размолвок с близкими, Паркеру начинают отказывать собственные сверхспособности, что заставляет его сомневаться в том, нужен ли этому миру Человек-паук, и думать, чего он лишается, выбирая героя в трико. Стоит ли вообще говорить о боевых сценах? Один только бой на крыше поезда метро до сих пор выглядит умопомрачительно.

«Человек-паук: Возвращение домой» (2017). Режиссер — Джон Уоттс.

Дебютировав в составе Мстителей, новый Паук в исполнении Тома Холланда был принят куда лучше предыдущего.

Дебютировав в составе Мстителей, новый Паук в исполнении Тома Холланда был принят куда лучше предыдущего.

© Sony Pictures

Первый фильм третьей по счету трилогии стал вынужденной мерой, на которую пришлось пойти студии Sony, заключив сделку с Marvel и включив Паучка в состав Мстителей. Ленту россияне оценили в 7,1 балла. Второй по счету перезапуск и третья инкарнация истории от Стена Ли была встречена лучше предыдущей — протекция от Мстителей в третьем «Капитане Америке» сработала идеально.

Пропустив уже дважды рассказанную историю становления Паркера как Человека-паука, Sony и Marvel решили показать историю совсем другого характера, отступив от мрачных посылов «Темного рыцаря» и пафоса детских мелодрам Рэйми. Новый фильм от режиссера Джона Уоттса стал оммажем на популярные подростковые комедии 80-х, в числе которых несложно распознать отсылки к «Клубу Завтрак» и «Феррису Бьюллеру».

Паук в этом фильме конфликтует не только со злодеями, но и соратниками, которые уверены в том, что Паркер еще не дорос до борьбы со злодеями.

Паук в этом фильме конфликтует не только с врагами, но и с соратниками, которые уверены, что Паркер еще не дорос до борьбы со злодеями.

© Sony Pictures

Тем временем у нас здесь есть и Тони Старк, ставший настоящим наставником Паука, и Стервятник в исполнении Майкла Китона, а тетя Мэй из старушки превратилась в симпатичную красотку средних лет с внешностью Марисы Томей. Лента одновременно и милая, и приятная, а от действия на экране отрываться совсем не хочется.

«Человек-паук: Враг в отражении» (2007). Режиссер — Сэм Рэйми

Интересный факт - только в России третья часть получила подзаголовок

Интересный факт: только в России третья часть получила подзаголовок «Враг в отражении». Во всем остальном мире лента называлась просто «Человек-паук 3».

© Sony Pictures

Третий фильм о Человеке-пауке с Тоби Магуайром был, наверное, самым ожидаемым фильмом 2007 года. До премьеры «Железного человека» и «Темного рыцаря» оставался еще целый год, киновселенная Marvel находилась в стадии эмбриона, а два перезапуска казались чем-то невообразимым. Sony выделяет на триквел бюджет в 258 миллионов долларов, а в списке злодеев значатся Песочный человек, Гоблин-младший и долгожданный Веном. Казалось бы, что могло пойти не так? Оказалось, что всё.

«Враг в отражении» решительно не понравился ни фанатам комиксов, ни критикам. Сюжетно и визуально фильм оказался невероятно перегружен всем и сразу. Слишком много злодеев, слишком много трансформации Паркера, слишком много ссор с Мэри-Джейн, слишком много… всего. Венома в исполнении Тофера Грейса и вовсе разнесли в пух и прах (актер и по сей день еле держится на плаву в телесериалах). А все это случилось из-за неуёмной жажды наживы и наплевательского отношения режиссера к проекту, от которого он успел порядком устать.

Планировалась и четвертая часть, у которой даже был промо-постер. Но потом вышел

Планировалась и четвертая часть, у которой даже был промопостер. Но потом вышел «Темный Рыцарь», и планы студии изменились.

© Sony Pictures

Забавно то, что, несмотря на все вышеперечисленное, «Враг в отражении» — не последний фильм в этом списке. Российские зрители оценили картину на 7,07 балла из десяти. Следующие ленты до семерки уже не дотянулись.

«Новый Человек-паук» (2012). Режиссер — Марк Уэбб

Проблема

Проблема «Паука» Марка Уэбба заключается в том, что он появился слишком быстро. Аудитория не была готова к столь резким переменам.

© Sony Pictures

Похоже, что вторая инкарнация популярного супергероя от Sony получила куда более холодный приём у российских зрителей (6,9 балла из десяти тому прямое доказательство). Оно и понятно — с момента выхода «Врага в отражении» едва минуло пять лет, а представить кого-либо другого на месте Тоби Магуайра казалось чем-то нереальным.

Но на дворе было начало десятых, в трендах царствовал Кристофер Нолан, превративший Бэтмена из развлечения формата 12+ в реалистично-мрачный блокбастер мирового уровня, притянувший в кинотеатры взрослую аудиторию. Естественно, что Sony захотелось попробовать омрачить «детского» Паучка в угоду существующим тенденциям.

Эндрю Гарфилд и Эмма Стоун - отличные актеры, которые неплохо отработали свои роли, но фанатам Паука они навряд ли запомнились.

Эндрю Гарфилд и Эмма Стоун — отличные актеры, которые неплохо отработали свои роли, но фанатам Паука они вряд ли запомнились.

© Sony Pictures

В итоге Марк Уэбб, режиссер «500 дней лета», превратил Паркера из хлюпика-изгоя в дерзкого нахала, насытил картинку серыми и тёмными тонами. На место Магуайра и Данст были приглашены Эндрю Гарфилд и Эмма Стоун, а Рис Иванс примерил на себя чешую Ящера. В итоге вышло зрелищно и мрачновато, но проблема была в том, что нам бессовестно подсунули ту же самую историю без каких-либо кардинальных изменений. Однако и этого хватило, чтобы 230-миллионный проект заработал по миру 757 миллионов долларов.

«Новый Человек-паук: Высокое напряжение» (2014). Режиссер — Марк Уэбб

Спустя семь лет

Спустя семь лет «Высокое напряжение» совершило ошибку «Врага в отражении», накосячив еще и в других аспектах.

© Sony Pictures

И на самом «дне» нашего списка мы обнаруживаем фильм, показавший всем, что на одни и те же грабли можно наступить дважды. «Высокое напряжение» по всем фронтам можно назвать провалом — самые низкие сборы по всей серии, самая низкая оценка среди всех фильмов (6,7 балла из десяти). Тот момент, когда бесконтрольное желание рубить бабло снова сыграло злую шутку с Sony Pictures.

В очередной раз Паука перегрузили злодеями (снова не самыми удачными). Сработал и определенный мискаст — Дэйн Дехаан, на тот момент бывший в первом эшелоне, никак не состыковался в умах зрителей с образом Гарри Осборна и уж тем более Зеленого Гоблина. Слишком много было и мелодрамы — от отношений Паркера и Гвен Стейси в конце уже было не продохнуть, хотя и развязались они очень печально.

Критике подвергались даже дизайны костюмов - ну вот что за глаза Стрекозы на Пауке?!

Критике подвергались даже дизайны костюмов: ну вот что за глаза Стрекозы на Пауке?

© Sony Pictures

Ставки были слишком большие, ждать никто не хотел, сценарий писали на коленке, а исполнители главных ролей успели устать от своих героев. Впереди маячила третья часть и возможная «Зловещая шестерка», но все пошло прахом. По слухам, затраты на «Высокое напряжение» составили 400 миллионов долларов, а сборы в 708 миллионов показали, что такой подход никому не понравился. Так Паук перешел к Marvel, а Гарфилд отправился в самый низ тройки любимых кино-Пауков.

Ваши ставки — какое место займет в этой восьмерке «Нет пути домой»?

«Человек-паук: Нет пути домой» — в кино с 15 декабря.

«Ридус» уже успел посмотреть новый фильм про Человека-паука. Честная рецензия без спойлеров на «Нет пути домой» уже готова к вашему прочтению.