Утром 24 февраля Владимир Путин объявил о начале специальной военной операции на Украине, после чего российские войска нанесли удар по военной инфраструктуре страны. По его словам, Россия будет «стремиться к демилитаризации и денацификации Украины, а также к преданию суду тех, кто совершил многочисленные кровавые преступления против мирных жителей». На всякий случай СКР уже опубликовал список государственных деятелей Украины, офицеров ВСУ и членов «Правого сектора»*, которых считает причастными к убийствам граждан ЛНР и ДНР.
Метаданные видео с обращением главы государства показывают, что оно было записано еще вечером в понедельник, 21 февраля. Именно тогда российский лидер подписал указы о признании независимости ДНР и ЛНР. Это означает, что все идет по заранее составленному плану. О том, насколько далеко он зайдет, остается только догадываться.
Вышли за рамки
Вопрос о границах свежепризнанных Россией республик с самого начала содержал в себе интригу: никто толком не мог сказать, идет речь о границах фактического контроля согласно Минскому меморандуму 2014 года или же об административных границах Донецкой и Луганской областей, как это зафиксировано в законодательстве самих республик, что подразумевает гораздо более обширные территории. Еще в понедельник российские политики давали по этому поводу самые противоречивые показания. Во вторник Путин, казалось, разрешил интригу, заявив, что Россия признала конституции ЛНР и ДНР, где указаны границы республик. Но оговорился, что спорные вопросы будут решены во время переговоров руководства республик с Киевом.
Однако теперь Киеву явно не до переговоров, а российские удары выходят за обозначенные в конституциях ДНР и ЛНР границы. С утра было объявлено, что бои ведут именно их военные группировки при огневой поддержке российских военных, которые уничтожают военную инфраструктуру: средства ПВО, военные аэродромы и авиацию. Но российские десантники взяли под контроль аэропорт Антонов под Киевом, а танки РФ появились под Харьковом. То есть понятно, что о «незначительном вторжении» (minor incursion — ситуация, которая, по словам президента США Джо Байдена, позволила бы ограничиться не самыми радикальными мерами) речи уже не идет.
Попали под санкции
Санкции, рост валют.© Лев Бубнов / Коллаж / Ridus.ruДействительно, США вводят блокирующие санкции в отношении ВТБ, Сбербанка и еще нескольких финансовых организаций, а также против ряда представителей российской элиты и членов их семей. Ограничения наложены также на экспорт высокотехнологичной продукции.
Их европейские партнеры не намерены отставать: Бельгия, Латвия и Чехия заявили, что прекращают выдачу виз россиянам (возможно, по итогам намеченного на четверг экстренного саммита ЕС их примеру последуют и остальные члены Евросоюза). Комитет министров Совета Европы в четверг решит, может ли Россия оставаться членом СЕ. Британское правительство запретило самолетам «Аэрофлота» осуществлять полеты в страну. Также Соединенное Королевство прекратит экспорт высокотехнологичной продукции в РФ, в том числе в сферах телекоммуникации и авиакосмической промышленности. И это только начало.
Между тем российские фондовые индексы уже в среду ушли в пике: падение стало рекордным за всю историю рынка.
Принуждение к миру?
На фронте все не так очевидно: после ракетного удара и высадки десанта началась наступательная операция. Но блицкрига явно не вышло: к вечеру бои шли на подступах к Харькову и на окраине города Сумы. Под контролем оказалась Чернобыльская АЭС, а выход российского десанта к Херсону позволил разблокировать Северо-Крымский канал. Однако сообщений о взятии российскими войсками крупных городов в первый день войны не поступило. Но даже если в течение ближайших дней им удастся осуществить прорыв до границ Донецкой и Луганской областей, будет ли этого достаточно для принуждения Киева к миру?
«Идет не вторжение или оккупация, а уничтожение Вооруженных сил Украины, — уверен политолог Алексей Чадаев. — Скорее всего, это будет очень частичная, точечная операция, которая быстро закончится, после чего будет какой-то переговорный формат». А вот по мнению политолога Евгения Минченко, объявленная программа «денацификации Украины» предполагает и какие-то политические реформы внутри страны.
_____________________________________________________________
* «Правый сектор» — экстремистская организация, запрещенная на территории Российской Федерации.