Гибель одиннадцати человек в Волгограде при столкновении прогулочного катамарана и сухогруза вечером 11 июня — самая обсуждаемая в эти дни тема в городе на Волге, затмившая собой даже предстоящий футбольный праздник. По замечаниям самих волгоградцев, то, что произошло в этот роковой день, практически не могло не случиться.
«Ридус» связался с жителями города, чтобы выяснить возможную подоплеку трагедии.
За несколько часов до гибели пассажир катамарана «Елань-12» майор ГИБДД Виталий Неграш отправил видеосообщение своим знакомым, которое — никто не мог еще этого знать — стало его «предсмертной запиской».
Непотопляемый чиновник
Вместе с телами погибших на поверхность всплыли факты, объясняющие, как могли посередине широкой реки столкнуться два плавсредства.
Выясняется, например, что катамаран «Елань-12» вел Дмитрий Хахалев — 42-летний бывший чиновник, депутат, на момент трагедии находившийся под следствием по делу за попытку изнасилования (вторую в его биографии). Выясняется, что катер взял на борт на четыре человека больше, чем позволял его тоннаж. А сам Хахалев, стоявший у штурвала, был пьян (или безалаберен) настолько, что не заметил приближающийся сухогруз, который и отправил «маломерку» на дно Волги.
Вернее, выясняется это для общественности, не знакомой с местными реалиями. Жителям же самой Волгоградской области личность Хахалева знакома давно, и связано это знакомство отнюдь не с его профессиональной деятельность, а с эксцентричными выходками и нарушением законов, рассказал «Ридусу» главный редактор волгоградского новостного портала «СоцИнформБюро» Анатолий Сологубов:
Волгоградцы никогда не переставали возмущаться тем, что Хахалев гуляет на свободе, при том что на него в 2008 и в 2017 году возбуждались уголовные дела: первый раз — за пьяную стрельбу из охотничьего ружья по людям на турбазе, второй раз — за попытку группового изнасилования. Первый раз он был осужден на четыре года, но провел два из них под домашним арестом, а затем и вовсе был отпущен на свободу. Во второй раз он находился под следствием. Его подельник до сих пор сидит в СИЗО, Хахалев же снова странным образом остался на свободе.На этот раз возмущение волгоградцев вызвало не прошлое Хахалева, а то, в чьей компании он был на затонувшем судне.
Как сейчас утверждают источники в городе-герое, основную часть пассажиров составляли сотрудники местного ГИБДД и члены их семей. И не рядовые сотрудники, а руководители подразделений.
Именно дружба между правоохранителями и Хахалевым, причем повторно находящимся под следствием, и вызывает у жителей Волгограда основные вопросы. Хотя эти вопросы для волгоградцев давно стали риторическими.
Для них очевидно, что дружба эта зародилась не в то время, когда Хахалев сидел под домашним арестом, а ранее — когда он был главой Калачевского района и депутатом Волгоградской городской думы. Кстати, в ту пору Хахалев уже однажды тонул, и тоже «по пьяному делу» — в реке Дон на своем автомобиле Hammer, но в тот раз пронесло. Автомобиль остался на дне, но владелец выплыл.
Впоследствии Хахалев не раз попадался на драках: однажды прямо в здании Гордумы, где вышиб входную дверь своим коллегой; еще раз — на центральной набережной Волгограда. Но все это ему сходило с рук благодаря депутатскому иммунитету.
В области ходят слухи, что причиной «непотопляемости» (как ни двусмысленно в свете произошедшей трагедии звучит это слово) Хахалева помимо депутатского мандата служил его отчим — боевой генерал и бывший начальник областного управления УФСИН, сейчас занимающий должность гендиректора одного из крупнейших в России металлургических заводов.
Власти Волгограда на этот раз набрали в рот воды и никак — во всяком случае, на момент нашей беседы с Анатолием Сологубовым — не комментируют личные взаимоотношения между сотрудниками ГИБДД и дважды судимым Хахалевым.
Официальные ведомства в рамках своих полномочий комментируют все моменты, связанные с расследованием уголовного дела по факту крушения катамарана. В остальном информацию о том, кто такой Хахалев, кто его покровители, журналисты узнают от собственных источников. Удивляет здесь и то, как проходит расследование: во вторник был задержан владелец яхт-клуба, в котором Хахалев держал свой катамаран, — говорит волгоградский журналист.Нашли крайнего
Это задержание тоже вызывает у волгоградцев вопросы, рассказывает он.
Если при авариях на железной дороге принято в первую очередь все валить на стрелочника, то после трагедии на Волге первым виноватым оказался лодочник. Ему вменяют то, что он не помешал пьяной компании отчалить от берега в их последнее плавание.
Пристань, где швартовалась «Елань-12», представляет собой огороженный частный участок берега ниже по течению Волги от центрального речного вокзала, где расположены понтоны, к которым швартуются маломерные суда.
Волгоградцы же указывают, что 47-летний начальник пристани Леонид Жданов никак и не мог помешать компании из 16 человек (в числе которых были начальники дорожной полиции) это сделать, считает Сологубов.
Обвинять владельца причала в причастности к этой трагедии — это совершенно то же самое, как обвинять владельца автомобильной парковки в соучастии в ДТП на том основании, что водитель парковал там свою машину. Ответственность за выход катамарана в плавание должна нести ГИМС (Госинспекция по маломерным судам. — Прим. „Ридуса“), так как именно она отвечает за состояние судов и их капитанов. Если даже вменять ему в вину то, что судно не состояло на учете в ГИМС, — то это из области фантастики. В Волгограде вообще единицы держат суда на учете. Поставили, получили номера и сняли с учета. Зачем платить налоги-то? — говорит он.Сологубов предупреждает, что увязывать подготовку к чемпионату по футболу с трагедией на Волге не следует: «Хотя понятно, что из-за совпадения этих событий по времени такой соблазн будет у многих, от этого никуда не деться. Но это чистой воды глупость и попытка „хайпануть“ на громкой теме. Здесь нет ни политики, ни спорта. Но эта трагедия — вина одного конкретного человека, который утащил с собой на дно Волги еще десять человек».
Дилетант дальнего плавания
Причиной трагедии стала «всеобщая попойка за штурвалом», заявил «Ридусу» житель Волгограда, работающий судоводителем на одном из волжских судов.
Источник «Ридуса» уверен на сто процентов, что поскольку виновник трагедии сам погиб, то накажут «лодочника» — Леонида Жданова.
А Жданов ни в чем не виноват. Наказывать надо сотрудников ГИМС, которые не только не следили за допуском владельца судна в рейс, но еще и вообще разрешили эксплуатацию этого уё…, которое можно эксплуатировать только в озере размером метр на метр. Но ни в коем случае не на реке, — считает речник, который, по его словам, сам работал на катамаране такого же класса, как «Елань-12».По словам судоводителя, его катамаран швартовался борт о борт с затонувшим близнецом, и он общался с Дмитрием Хахалевым «по-соседски».
У Дмитрия, в отличие от меня, даже разрешения на вождение судов не было. А водить судно такого класса, как „Елань“, дилетанту противопоказано: там очень плохой обзор из рубки, чтобы вести его в темное время суток, да еще в черте города, где оживленное движение по Волге, — говорит он.