В России вступил в силу закон, вносящий поправки в статьи Уголовного кодекса о государственной измене и шпионаже, сообщает «Российская газета». Документ вводит в Уголовной кодекс статью о незаконном получении сведений, составляющих государственную тайну, и вносит поправки в три уже существующие статьи: «государственная измена», «разглашение государственной тайны» и «шпионаж».
Так, закон расширяет понятие «государственная измена» и «шпионаж». Теперь «государственная измена» — это не только выдача сведений, составляющих государственную тайну, но и любое содействие иностранному государству, международной или иностранной организации, если их деятельность направлена против безопасности России. «Шпионажем», в свою очередь, будет считаться сбор иностранным гражданином любых сведений, не обязательно составляющих государственную тайну, для передачи их с целью использования против безопасности России.
Закон также расширяет круг лиц, привлекаемых к ответственности за распространение государственной тайны. Документ предполагает наказание за раскрытие секретных сведений, полученных не только на работе, но и во время учебы и «в иных случаях». Новая статья 283.1 (незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну) предусматривает наказание в виде штрафа от 200 тысяч рублей до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до четырех лет, а при отягчающих обстоятельствах — до восьми лет.
Как пояснили ИТАР-ТАСС в Центре общественных связей ФСБ, новые поправки не ужесточают ответственность, а лишь конкретизируют понятия «шпионаж» и «государственная измена», что позволит избежать их расширенного толкования. Так, не раскрытое в законодательстве понятие «внешней безопасности» заменено «безопасностью Российской Федерации», исключен термин «вражеская деятельность».
В ведомстве сетуют, что иностранные спецслужбы стали работать «более завуалированно» и «маскируясь под правомерные действия», тогда как соответствующие статьи Уголовного кодекса не обновлялись с 1960-х годов. «За десятилетия, прошедшие с момента разработки этих норм, изменились правоотношения в нашей стране, изменились методы и тактика иностранных спецслужб при осуществлении сбора разведывательной информации, они стали более завуалированными, замаскированными под правомерные действия»,— пояснили в ФСБ.
Госдума приняла закон о государственной тайне 23 октября 2012 года, Совет Федерации — 31 октября. Документ был раскритикован российскими правозащитниками, которые опасаются, что он противоречит Конституции. Против закона выступили Совет по правам человека при президенте РФ во главе с Михаилом Федотовым, глава Общероссийского общественного движения «За права человека» Лев Пономорев, глава ассоциации «Голос» Лилия Шибанова, уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, глава организации «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина и другие правозащитники.
В свою очередь, глава Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас заявил «Российской газете», что негодование общественности связано с «непониманием юридической природы происходящих изменений». По его мнению, «любое уточнение признаков состава преступления» является дополнительной защитой прав граждан, «что в данном случае и происходит».