Военное дело

ВСУ могут получить истребители F-16С/D/E Block 60 и Gripen. Чем опасны данные машины?

0 2357

Жалоба пилота Су-25 ВВСУ в интервью журналистам CNN об эффективности российских многофункциональных истребителей Су-35С абсолютно не спонтанна и преследует ряд весьма амбициозных целей.

Во-первых, подвигнуть Пентагон и Брюссель на ускорение темпов рассмотрения вопроса о предоставлении Киеву истребителей F-16A/B Block 15/20, адаптированных к применению ракет воздушного боя большой дальности AIM-120 °C-5/7 с эффективной дальностью действия на больших высотах 105 и 115 километров.

Во-вторых, подготовить медийно-дипломатическую повестку для начала рассмотрения вопроса о поставках Киеву более современных модификаций данного семейства истребителей, включая F-16 °C/D/E Block 52+/60, которые оснащены передовой индикационной архитектурой кабин пилотов и бортовыми АФАР-радарами AN/APG-83 SABR (на базе нитрид-галлиевых транзисторов), обладающими высокой помехозащищённостью и высокоэнергетическими режимами работы, позволяющими обнаруживать цели типа Су-35С на удалении 170 километров. Также системы управления данных машин адаптированы к применению наиболее дальнобойных УРВБ AIM-120D с радиусом эффективного действия до 160 километров.

Примечательно, что на фоне данного интервью глава Lockheed Martin накануне заявил о готовности его корпорации предоставить украинской стороне любые модификации F-16.

F-16

F-16 °C Block 52+.© flickr.com

Наиболее совершенные модификации F-16 °C Block 52+ и Block 60 с радарами APG-83 и ракетами AIM-120D могут представлять весомую угрозу для всех видов тактической авиации ВКС России, помимо новейшего истребителя пятого поколения Су-57. Наиболее приоритетным в противостоянии с данными американскими истребителями будет их заблаговременный перехват на удалении 230–200 километров посредством ракет воздушного боя Р-37М.

Тем не менее вся сложность ситуации заключается в том, что лётно-технические качества ракет Р-37М весьма ограниченны. Большая масса и ограниченный конструктивный запас прочности данных ракет обеспечивает им располагаемые перегрузки не более 20 единиц, что позволяет перехватывать аэродинамические цели с перегрузками не более 8–10 g в период работы РДТТ и торможения до 1700 километров в час после выгорания твердотопливного заряда (на удалении до 230 километров). На дистанциях более 230 километров скорость может снижаться до 1400–1500 километров в час (особенно при перехвате целей в плотных слоях тропосферы). В итоге максимальная перегрузка перехватываемых целей на подобных дистанциях может не превышать 4–6 g, и в ходе первого перехвата F-16 °C Block 62 с его высокими маневренными качествами и современным комплексом РЭБ может уйти от Р-37М, а затем сблизиться на рубежи применения AIM-120D. В таком случае шансы на успех в дальней воздушной «дуэли» между Су-35С и F-16 °C Block 60 окажутся равны.

Для обеспечения уверенного перевеса в дальнем воздушном бою с более совершенными F-16 °C Block 52+/60 потребуется дооснащение Су-30СМ2 и Су-35С современными управляемыми ракетами воздушного боя «Изделие-180» с двухрежимными РДТТ и дальностью до 180 километров либо возобновление программы разработки УРВБ «Изделие-180ПД» (РВВ-АЕ-ПД), обладающих аналогичной дальностью перехвата, но более эффективных благодаря сохранению высоких скоростных или энергетических и маневренных качеств на терминальных участках траекторий. Обеспечиваются данные качества благодаря оснащению ракет «Изделие-180ПД» интегральными ракетно-прямоточными двигателями, глубина регулирования подачи топлива в камеру сгорания которых позволяет поддерживать функционирование двигателя и на терминальных участках траектории.

Чем чревата поставка шведских многоцелевых истребителей Gripen украинской стороне?

Gripen.© flickr.com

Теперь перейдём к анализу грядущей поставки ВВСУ многоцелевых тактических истребителей JAS-39 °C/D Gripen как в ранней модификации, так и в модификации с пакетом программно-аппаратных обновлений (Standard MS20). Очевидно, что данный шаг Стокгольма и государств-операторов заметно осложнит безопасное выполнение ударных операций тактической авиацией ВКС России на украинском театре военных действий.

Обусловлено это адаптацией систем управления вооружением данных машин к применению как управляемых ракет воздушного боя большой дальности AIM-120 °C-7/D, так и более перспективных УРВБ Meteor разработки концерна MBDA.

Одним из них основных преимуществ данных ракет является продвинутый маршевый прямоточный воздушно-реактивный двигатель, который в качестве газогенератора использует тяжёлое боросодержащее кислород-дефицитное топливо, обладающее примерно вдвое большей теплотой сгорания, нежели стандартное углеводородное топливо. Двигатель от компании Bayern-Chemie Protac оснащён регулирующим клапаном в сопле газогенератора, что позволяет точно варьировать скорость полёта на маршевом участке и экономить остаток топлива для решающего подлётного участка траектории.

Когда «Метеор» достигает высоты в 20–25 километров и скорости около 3800–4000 километров в час, ПВРД осуществляет переход на экономичный режим работы с минимальным расходом топлива, ракета движется со скоростью 2,7–3,2 Маха и с минимальным баллистическим торможением в стратосфере. По достижении расстояния 90–110 километров от точки запуска ПВРД переходит на среднюю или максимальную тягу, и ракета ускоряется до 4–4,5 Махов. В итоге на завершающем участке полёта (120–150 километров) MBDA Meteor располагает вполне достаточными энергетическими качествами для перехвата целей, маневрирующих с перегрузками до 11–12 единиц.

При этом перехват цели может происходить как в стратосфере, так и в нижних слоях тропосферы. Такими качествами на сегодня не обладает ни одна из серийных ракет, кроме китайской PL-15 с интегральными ракетно-прямоточными двигателями.