Банк ВТБ намеревается к концу текущего года выйти из капитала «Первой грузовой компании» (ПГК), хотя подробности о новом собственнике пока не разглашаются. Об этом сообщил глава ВТБ Андрей Костин во время мероприятия «Россия зовет!».
Ранее, в начале сентября, Костин объявил о приобретении банком ПГК. «Мы уже приобрели ПГК. В нашей практике стараемся долго не удерживать непрофильные активы, поэтому сейчас рассматриваем разные возможности. На данный момент управление тоже под нашим контролем, так как там был крупный кредит», — рассказал Костин.Председатель отметил, что эта сделка включала денежные расчеты. На вопрос о планах банка относительно этого актива он ответил: «Рассматриваем наиболее эффективные варианты».
В конце сентября Дмитрий Пьянов, первый заместитель председателя правления ВТБ, заявил, что ПГК не является стратегическим активом для банка. Он сообщил, что ВТБ планирует выйти из состава владельцев компании в течение нескольких кварталов.
Пьянов также добавил: «Я, к сожалению, ограничен в информации о том, за какую стоимость и у кого мы покупали и кому потом продадим. Однако хочу подчеркнуть, что этот актив временно находится на балансе группы».В ноябре 2023 года компания АО «Аврора Инвест» купила ПГК у структур, принадлежащих владельцу НЛМК Владимиру Лисину. Владельцы «Аврора Инвест» остаются неизвестными, хотя источники «Коммерсанта» утверждают, что среди них присутствуют совладельцы АО «Вектор Рейл», компании Тимур и Руслан Бабаевы, которые являются сыновьями бывшего вице-президента ОАО «РЖД» Салмана Бабаева.
Сделка оценивалась примерно в 220 миллиардов рублей некоторыми источниками, однако бухгалтерские данные «Аврора Инвест» за 2023 год свидетельствуют о расходах в размере 243 миллиардов рублей на приобретение акций и значительных кредитах и займах.
ПГК была основана в 2007 году после выделения из состава РЖД в рамках реформы. В 2011 году 75% минус две акции компании приобрел Владимир Лисин за 125,5 миллиарда рублей, а в 2012 году его холдинг купил оставшийся пакет за 50 миллиардов рублей, консолидировав 100% оператора. В настоящее время в распоряжении компании около 90 тысяч единиц подвижного состава, включая полувагоны и крытые вагоны. По данным INFOLine Rail Russia Top за I квартал 2024 года, ПГК заняла первое место по объему и грузообороту среди железнодорожных операторов. В количественном отношении подвижного состава компания уступает только «Федеральной грузовой компании» и «Деметра-Холдингу».