Город

Вторая жизнь железной дороги в Париже

8 1219

Не так давно я рассказывал про High Line Park - великолепный проект по реконструкции заброшенной ветки городских железных дорог, реализованный в Нью-Йорке. Но американцы Америки, извините за каламбур, не открыли - аналогичная идея уже была с блеском воплощена в Париже. И хотя проект был не столь масштабный, зато результат - какой-то более "домашний", "уютный". Для начала - историческая справка.

В 1853 году компания "Paris Strasbourg" получила концессию на строительство на востоке Парижа городской железной дороги, ведущей от площади Бастилии через Венсенский лес на юг. Шесть лет спустя новая ветка была открыта, часть ее в городской черте пролегала по виадуку, построенному по проекту Эмиля Вюинье и Альбера Бассомпье-Севрэна. Линия активно эксплуатировалась, но в 1930-е годы из-за конкуренции с метрополитеном пассажиропоток сильно упал. Окончательно ветка была закрыта в 1969 году.

В 1979 году, когда власти приступили к реконструкции этого района Парижа, поступали предложения разобрать виадук, но от них, к счастью, отказались - ведь в этом случае на улицу Домениль выглянули бы неприглядные боковые фасады домов, что скрываются за ним. Уже тогда как альтернативный вариант рассматривался проект устроить на виадуке прогулочную зону - "променад". Судили-рядили довольно долго, и лишь в 1987 году городские власти приняли решение приобрести заброшенную ветку. Проект реконструкции достался архитектору Патрику Берже, который к тому моменту уже "прославился" не самой удачной застройкой Форум-Де-Аль (ныне снесенной).

Реализация проекта заняла еще несколько лет. Виадук отреставрировали, а арки под ним были застеклены, в результате чего образовалось более 3000 кв. метров площадей, которые были отданы под дизайнерские магазины, художественные мастерские и выставочные залы. Это, как говорил Остап Бендер, высококультурное начинание получило название "Viaduc Des Arts" - "Виадук искусств". А поверху разбили парк - тот самый "променад" с растениями, скамейками и довольно безвкусными (что уж греха таить) металлическими садово-парковыми конструкциями авторства Берже. Парк, в свою очередь, назвали "Promenade Plantee" - "Зеленый променад". Давайте же виртуально прогуляемся по нему.

Дизайнерские магазины.

Поднимаемся наверх, на променад. Какие прекрасные металлические капители в египетском стиле!

Очень похоже на "High Line" в Нью-Йорке, правда же?

Виды на окрестные улицы настраивают на спокойный лад.

В парке в изобилии встречаются местные жители - и снова, как и в Люксембургском саду, лица у них расслабленные и умиротворенные.

На роликах вообще-то там ездить нельзя - но кто смотрит? :)

Зелени очень много - парк полностью оправдывает свое название.

Есть даже лифты для инвалидов - превед, "знатоки" городской среды! Увы и ах - эти лифты не работают. Ничего не напоминает из московских попыток позаботиться о гражданах с ограниченными возможностями, а?

Через здание, "разрезанное" напополам продолжением виадука, попадаем...

...к прекрасному парку Реулли.

Это очень красивое место. Спускающейся каскадами с холма, парк петляет дорожками, лезет в глаза яркими клумбами, манит зелеными лужайками...

Рядом с одним из выходов - красивый павильончик с питьевой водой.

И в конце, обойдя полный круг, мы снова возвращаемся к истории железнодорожной ветки XIX века: на снимке вокзал Реулли, который когда-то ее обслуживал. Сейчас там располагаются муниципальные службы 12-го аррондисмана.

Больше фотографий - в моем блоге.