Доктор исторических наук, профессор Историко-архивного института РГГУ Михаил Бабкин заявил, что в истории России существует масса свидетельств жестокости людей, которые получили религиозное воспитание в семьях священников или окончили семинарии, а также другие духовные учебные заведения.
Так ученый прокомментировал слова протоиерея Игоря Хромова — духовника православной гимназии в Серпухове, которую сегодня с бомбой в руках атаковал ее 18-летний выпускник. Ранее священнослужитель отверг версию о том, что причиной теракта могла стать тяжелая психологическая обстановка в учебном заведении и предположил, что юноше «промыли мозги» в интернете.
«Исторический опыт говорит нам, что преподавание „Основ православной культуры“ может принести вовсе не тот результат, на который рассчитывает патриарх Кирилл. На фоне падения авторитета духовенства РПЦ, наблюдаемый весь период патриаршества Кирилла, может возникнуть, к сожалению, „воинствующее отторжение“ учащимися того, что преподается в „Основах“», — заявил «Ридусу» профессор.
В сложившихся условия руководство РПЦ с высокой вероятностью вместо роста благочестия паствы может получить распространение лицемерия и даже ненависти, ярким примером чего и служит трагический инцидент в Серпухове, добавил профессор Бабкин.
«Еще во второй половине XIX века обнаружилось, что настроения семинаристов были едва ли не более радикальны, чем у студентов светских учебных заведений, и дальше, по свидетельству современников, их радикализм только усиливался. Так называемые „поповичи“ составляли по значимости вторую после евреев категорию в партийном руководстве левых и центристских партий. Особенно много к началу революции 1917 года их было среди руководителей партии эсеров (более 9%) и у большевиков (почти 4%), для сравнения у кадетов — меньше 2%. Два самых известных семинариста, ставших руководителями СССР — Сталин и Микоян», — напомнил историк.
По словам Михаила Бабкина, к радикальным взглядам «поповичей» приводили бедность (по сравнению с дворянством) сельских священно- и церковнослужителей, репрессивный характер семинарского воспитания и обязанность исполнять в тогдашнем государстве «охранительные» функции. В результате духовные учебные заведения стали в Российской империи одним из очагов революционного движения.
«Во время революции 1905 года в стенах Московской духовной академии семинаристы объявили преподавателям забастовку, волнения были в семинариях Витебска, Ярославля, в Екатеринославе. Некоторые из тех волнений сопровождались разгромом квартир руководящего преподавательского состава и битьем стекол в учебных корпусах. Ректор самарской семинарии доносил в Учебный комитет при Святейшем Синоде, что семинария буквально наводнена прокламациями и воззваниями, призывающими к „восстанию“ против семинарского режима. Семинаристов десятками отчисляли за участие в антиправительственных демонстрациях, и таких примеров множество», — заметил профессор.
«В ряде духовных школ учащиеся избивали и стреляли в неугодных им инспекторов и ректоров. На протяжении 1905−1907 годов в Черниговской и Воронежской семинариях выстрелами были ранены инспекторы, в Тамбовской — ректор; в Тифлисской — инспектор расстрелян, в Пензенской — ректор убит. В Московской прогремело несколько взрывов. В духовных школах проходили революционные сходки, на которых в качестве представителей крайних левых партий выступали учащиеся батюшки. Вклад духовенства в революционное движение был значительным, это отмечал даже Ленин!» — заключил Михаил Бабкин.
Напомним, в результате взрыва у входа в здание православной гимназии при Введенском Владычнем женском монастыре в Серпухове пострадали полтора десятка человек, больше всех — сам подрывник, которому оторвало ноги. В момент взрыва учащиеся согласно распорядку гимназии совершали утреннюю молитву. У большинства их них сотрясение мозга и легкие травмы, у одного юноши ранения ног и ожоги, всех пострадавших доставили для лечения в Москву.