Военное дело

ВВС и ВМФ России все больше действуют американцам на нервы

11 4270

На днях очередной точкой обострения российско-американских отношений неожиданно стал Вьетнам. Госдепартамент США обратился к Ханою с настоятельной просьбой запретить российским военным самолетам использовать вьетнамские аэродромы. Американцам не нравится, что с базы Камрань на юге страны, в небо поднимаются «летающие танкеры» и дозаправляют российские бомбардировщики, совершающие полеты над Тихим океаном. Госдеп подчеркнул, что это вредит двусторонним отношениям.

Командующий силами армии США в Тихоокеанском регионе генерал Винсент Брукс пояснил, что Пентагон беспокоят «провокационные» полеты российской авиации в окрестностях острова Гуам, где расположена американская военная база.

1

Вьетнамские политики ничего внятного не ответили. Но, с негласной подачи руководства страны, СМИ распространили заявление представителя Министерства обороны, полковника Ле Тхе Мау, в котором тот назвал требование Вашингтона вмешательством во внутренние дела суверенного государства, «самостоятельно определяющего политику взаимодействия со своими друзьями и партнерами». Иными словами, Госдепу дали от ворот поворот.

Однако действия Соединенных Штатов весьма симптоматичны. Вашингтон пытается помешать возобновлению присутствия российских военных в дальнем зарубежье. Этот процесс начался несколько лет назад, и Камрань стала первой базой, которой Россия начала активно пользоваться с начала 2000-х. Соответствующий договор подписали президенты России и Вьетнама Владимир Путин и Чыонг Тан Шанг в конце 2013 года.

Возникает логичный вопрос, а зачем вообще Кремлю понадобилось присутствие во Вьетнаме? Камрань нужна в первую очередь российскому флоту. В местном порту осуществляется материально-техническое и судоремонтное обеспечение боевых кораблей, следующих из Владивостока в регион Африканского рога, где последние годы идет борьба с сомалийскими пиратами. Аэродром же, как уже сказано выше, используется для дозаправки самолетов ВВС России.

2 База в Камрань

База в Камрани российским военным хорошо знакома еще с советских времен. Ее использовали на регулярной основе вплоть до 2001 года (до 1991 года безвозмездно). В местном аэропорту в 2009 году даже открылся «Мемориал в честь погибших советских, российских и вьетнамских военнослужащих в Камрани» с именами 44 погибших граждан Советского Союза и России.

До Камрани единственной точкой опоры в дальнем зарубежье для российских военных служил пункт материально-технического обеспечении (ПМТО) в сирийском Тартусе. Наши специалисты находятся там по мере необходимости для обеспечения деятельности флота в Средиземноморье. Тартуский ПМТО включает два плавучих причала, плавмастерскую, хранилища, казармы на 50 человек и хозблоки. Задача базы заключается в ремонте кораблей и их обеспечении топливом и расходными материалами. Главный штаб ВМФ регулярно указывает на необходимость ее расширения и модернизации.

Камранью и Тартусом российские интересы не ограничиваются. Еще год назад министр обороны России Сергей Шойгу заявил о возможном появлении российских опорных пунктов на Кубе, в Венесуэле, Никарагуа, Сингапуре и Сейшельских островах. При этом речь идет о создании не военных баз по примеру США, а о новых ПМТО, которые позволят свободно действовать российским ВВС и ВМФ.

3 База в Тартусе Пункты материально-технического обеспечения позволят России увеличить время автономного нахождения своих судов в океане. Любой корабль имеет определенную автономность, после чего он должен вернуться на базу, а значит, вынужден ограничиваться радиусом перехода до России. Когда есть такая база, как в Камрани, то , находясь далеко от своих берегов, почти в центре Тихого океана, можно спокойно продолжать выполнять задачи. Соответственно, в таком случае возникает угроза для американских баз расположенных в том же регионе, - пояснил «Ридусу» военный эксперт Владислав Шурыгин.

Недавние же сообщения прессы о якобы достигнутых договоренностях по открытию военных баз на Кипре и в Аргентине оказались «уткой». Впрочем, не исключено, что и эти страны предоставят свои базы для материально-технического обеспечения российских военных. Как заявил замминистра обороны России Анатолий Антонов, это «обычная практика в деятельности вооруженных сил многих государств».

Серьезность своих намерений Москва продемонстрировала еще в 2013 году, отправив «Белых лебедей» (стратегические бомбардировщики Ту-160) из Энгельса в Венесуэлу, откуда они были переброшены на аэродром Манагуа в Никарагуа. Так что с украинским кризисом и текущим обострением отношений с США планы Минобороны РФ не связаны, по крайней мере, напрямую.

Как отмечает Владислав Шурыгин, Соединенные Штаты уже предпринимали попытки надавить на страны, готовые к сотрудничеству с Россией, также как на Вьетнам. И ни одна из них от своих намерений не отказалась.