Военные конфликты

ВВС Украины приступили к освоению «Porsche в мире истребителей» — американского F-16

1 24241

Согласно неподтвержденным сообщениям в соцсетях, 11 летчиков ВВС Украины приступили к обучению пилотированию и боевому применению натовских истребителей. Место тренировок и национальная принадлежность самолетов и инструкторов не сообщается.

Если информация окажется соответствующей истине, то ВСУ могут получить пусть и не самые современные машины, но один из лучших истребителей, которые существуют на сегодня. Благодаря летным качествам самолета, среди натовских пилотов за F-16 закрепилась репутация «Porsche в мире истребителей».


F-16 Fighting Falcon использовались в многочисленных конфликтах в последние десятилетия. Как и F-15 они встали в строй в 1970-х годах, прошли множество модернизаций и до сих пор используются ВВС Израиля, Японии, Германии, Румынии и других стран.
Самолет был разработан для атак на большой скорости в различных погодных условиях и вооружен высокотехнологичным радаром и ракетами большой дальности.

Скорее фейк чем правда?

Министерство обороны Украины просило НАТО предоставить эти истребители еще месяц назад, утверждая, что их освоение не займет много времени у украинских пилотов.

«Мы не получили инструментов, необходимых для защиты нашего неба и достижения победы. В небе наибольшая потребность в истребителях — F-15 и F-16 четвертого поколения или выше было бы достаточно. Пилоты могут научиться летать на них всего за 2−3 недели обучения.», — написали тогда в официальном аккаунте ВВС страны в Твиттере, — пилоты могут научиться летать на них всего за 2−3 недели тренировок".

Эти слова продублировали бывший командующий ВВС Украины Сергей Дроздов в статье от 19 апреля, заявив, что Украине нужна хотя бы одна эскадрилья этих машин.

Твиттер ВВС Украины

Однако американские эксперты, опрошенные Military Times, сразу же усомнились в заявлениях украинской стороны. 

По словам Джона «JV» Венейбла, научного сотрудника Heritage Foundation, пилотам потребуется более чем пара недель, чтобы подготовиться к использованию американских машин.
Венейбл, 25-летний ветеран ВВС с более чем 2000 часами полета на F-16, сказал изданию, что снабжение и обучение украинцев на этих самолетах будет не чем иным, как «геркулесовым подвигом». По мнению эксперта, высокотехнологичные самолеты в конечном итоге создадут больше проблем, чем решений для США и Украины.

Господин Венейбл заявил, что для того чтобы переобучить на F-16, потребуется опытный пилот, такой как он сам. Учить его придется не менее шести недель. Кроме того, поставка F-15 или F-16 потребует больших финансовых и материально-технических обязательств со стороны страны, предоставившей истребители.

«Где Украина получит эту подготовку? Принимающей стране придется обзавестись полноценным собственным учебным центром, и ни одна страна не собирается этого делать. Это ложная надежда» , — сказал Венейбл.

Как отмечают американские СМИ, базовый курс в школе F-16 на авиабазе Люк, штат Аризона, занимает около 9 месяцев и включает в себя академическую подготовку, тренировки на симуляторах и вылеты. Но еще до того, как студенты прибудут в Люк, они должны пройти шесть месяцев базовой летной подготовки на самолетах Т-6, семь месяцев на Т-38 и шесть-восемь недель потратить на изучение базовых основ управления истребителем и продвинутых маневров на АТ-38.


Наряду с необходимой подготовкой пилотов, передача F-15 и F-16 будет означать, что любая страна-донор также должна будет предоставить запчасти и обслуживающие бригады.

Однако другие эксперты указывают, что предложение о передаче F-16 не лишено смысла. Это распространенная в Европе и мире модель с хорошей сервисной инфраструктурой обслуживания и обучения. Однодвигательная конструкция, многоцелевые возможности, легкость в модернизации и отличная универсальная эффективность дополняют то, что исторически было мощным и относительно эффективным пакетом.
Другим вариантом, и, возможно, лучшим из всех, по мнению ряда авторов, были бы многоцелевые истребители  JAS-39C/D Gripen. Эти легкие истребители были спроектированы для того, чтобы разворачиваться буквально кустах крошечными командами состоящими в основном из призывников, взлетать со шведских дорог и неподготовленных ВПП в военное время. Распределенные операции в очень суровых устойчивых условиях военного времени, особенно на холоде, — это буквально то, в чем лежит идея конструкции этого самолета. вопрос только в том — есть ли в наличии свободные машины?

Не всё сразу

Командующий военно-воздушными силами США в Европе генерал Джеффри Л. Харригиан после встречи лидеров НАТО на авиабазе Раммштайн комментируя журналу Air Force Magazine возможность поставок F-16 американского производства на Украину, не сказал, что это невозможно, но отметил, что если она и произойдет, то не так быстро.

«В конце концов, мы должны использовать то, что у них есть, и предложить им некоторые другие уникальные возможности, чтобы сделать проблему сложной, а затем есть долгосрочная перспектива. Очевидно, что они хотят перейти с российских возможностей на американские, но это занимает некоторое время», — добавил он.

Тогда же на брифинге в Рамштайне представители МО США сказали, что в Германии и других странах за пределами Украины проводятся различные учебные мероприятия.

Что до возможного оснащения ВВС УкраиныF-15, то США планирует в 2023 году вывести из эксплуатации более 200 этих машин, но военно-воздушные силы считают, что самолет выработал свой летный ресурс и его использование может стать проблемой. На брифинге 28 апреля высокопоставленный чиновник минобороны сообщил журналу Air Force Magazine, что Соединенные Штаты продолжают предоставлять или облегчать передачу запасных частей советской эпохи для поддержания парка ВВС Украины.

«Это военно-воздушные силы, которые полагаются в основном на старые советские самолеты. Это то, к чему они привыкли летать. Это то, что у них есть в их флоте. Это то, что мы пытаемся помочь им держать в воздухе. Я не собираюсь спекулировать о будущем поставок самолетов так или иначе», — сказал представитель ВВС США.

8 марта Польша предложила передать свой парк из 23 МиГ-29 на авиабазу Рамштейн для последующей передаче Украине. Предложение, публично сделанное министром иностранных дел Польши, было отклонено Министерством обороны.