Историки и представители РПЦ раскритиковали сюжет нового фильма «Мария. Спасти Москву» режиссера Веры Сторожевой о событиях Великой Отечественной войны, который получил государственное финансирование и поддержку со стороны Российского военно-исторического общества. Вера Сторожева уже отреагировала на критику.
Сценарий картины основан на мифе о встрече Сталина с Матроной Московской во время обороны Москвы осенью 1941 года. Главная героиня — советская патриотка Мария — по указанию НКВД пытается вывезти в столицу с оккупированной немцами территорий икону Тихвинской Божьей Матери, хотя верит не в Бога, а в советскую власть. Однако встреча со святой полностью меняет ее представление о жизни.
Хотя премьера фильма намечена на декабрь 2021 года, историки уже начали высказывать претензии к картине. Ученый секретарь Музея обороны Москвы Кирилл Дряннов назвал фильм «околоисторической фантастикой», указав на абсурдность сюжета, при котором руководство НКВД по просьбе Матроны и по указанию Кремля посылает за линию фронта опергруппу с задачей похитить икону.
«Это не подлинная история, а как сейчас принято говорить, альтернативный взгляд. Создатели фильма художники — они так видят. Просто будет еще один фильм, который не соответствует исторической правде, и с религиозным подтекстом. Но многие люди все равно поверят. Как вот есть у нас миф о том, что в дни обороны Москвы икону вокруг города на самолете возили, — этому нет ни одного подтверждения, а люди все равно верят. Я думаю, что создатели фильма старались, может быть даже душу в него вложили, Бог им судья», — сказал «Ридусу» Дряннов.
Режиссер Вера Сторожева заявила, что готова к критике со стороны научного сообщества, и не стремилась снять документальный фильм о событиях обороны Москвы.
«Да, там есть эпизоды со святой Матроной, но фильм не о Матроне и не о Сталине, он рассказывает о судьбе девушки Марии на фоне событий обороны Москвы. И автор сценария, и я, мы изучали вопрос и знаем, что Церковь не признает встречи Матроны со Сталиным, но это не документальное кино. Это наш взгляд на историю, на самые трагические дни в истории нашей страны», — призналась она в беседе с «Ридусом».
По словам режиссера, Церковь не предоставляла консультантов во время съемок, однако разрешила отснять некоторые эпизоды в стенах настоящего храма и даже пустила актеров в алтарь. Кроме того, фильм получил высокую оценку со стороны руководства Российского военно-исторического общества и прошел согласование в Министерстве культуры РФ.
«Мы понимали, что будет под обстрелом со всех сторон, но, посторяю, это не документальный фильм. Это фильм о приключениях, такой роуд-муви — путешествие за линию фронта и обратно. Чтобы составить о фильме мнение, недостаточно посмотреть трейлер, нужно смотреть его целиком», — посоветовала Вера Сторожева.
Источник в Московской Патриархии пояснил «Ридусу», что проблемы с мифами вокруг святой Матроны Московской начались в 1993 году после выхода в свет книги Зинаиды Ждановой «Сказание о житии блаженной старицы Матроны». Хотя вышло это сочинение в издательстве Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, иначе как псевдоправославной ее в Церкви теперь не называют. Именно там верующие с удивлением прочитали описание никогда не бывшей на самом деле встречи Матроны с Иосифом Сталиным в тяжелейшие дни обороны Москвы.
Кадр из фильма «Мария. Спасти Москву»По версии Ждановой, Сталин выслушал пророчество святой о победе над немцами и решил не выезжать из столицы, хотя Генштаб и часть государственного аппарата уже отправили в эвакуацию. Достоверность этой информации проверяли в Московской духовной академии и Синодальной комиссии по канонизации святых, однако не нашли подтверждения ни в одном историческом документе или свидетельстве современников.
«Это все выдумки», — подчеркнул собеседник «Ридуса», порекомендовав прочитать одобренное Церковью житие святой и ознакомиться с позицией его составителя архимандрита Иова (Гумерова).
«Бытует миф о том, что Сталин приезжал к блаженной старице Матроне. Это совершенно невозможно предположить из того, что мы знаем о жизни этой дивной угодницы Божией. В 1997 году священноначалие поручило мне подготовить материалы к канонизации Матроны. Приходилось по крупинкам собирать о ней сведения. Нет ничего, что могло бы подтвердить приезд к ней Сталина. Она была гонимой, в любой день была готова к аресту. Такое положение сохранилось до самой ее смерти 2 мая 1952 года. Попытка представить жестокого гонителя Церкви верующим христианином и благодетелем Церкви опасна и может принести только духовный вред», — разъяснил архимандрит Иов.
По мнению пресс-секретаря Якутской епархии РПЦ, кандидата философских наук монахини Елизаветы (Сеньчуковой), сюжеты подобных фильмов не только не соответствуют исторической правде, но и подменяют суть православной веры магизмом и погоней за чудесами. «Святая Матрона здесь выглядит скорее как волшебница, чем как святая, это просто такой источник пророчеств, хотя даже в книге Ждановой такого нет. Это получилась такая цыганщина, про деревенскую гадалку и волшебную икону. И что в итоге-то? Товарищ Сталин после этого уверовал или что?» — заметила она.
Монахиня Елизавета указала, что хотя православные действительно верят в промысел Божий об истории мира и судьбе каждого человека, фильм может обидеть потомков ветеранов, поскольку в трейлере фильма «Мария. Спасти Москву» не просматривается акцентов на их подвиге. «Представляю, какое негодование будет у тех людей, у кого при обороне Москвы полегли дедушки и бабушки. Получается, что их подвиг нивелирован неким сомнительным чудом. Не знаю, что там будет по сюжету в целом фильме, но трейлер лично меня шокирует. Не надо так», — заключила она.