Общество Путешествия

«Вынуждают покинуть компанию»: «цветной» скандал в «Аэрофлоте» набирает обороты

10 557232

В соцсетях продолжают обсуждать скандальный документ «Аэрофлота», который фактически устанавливает кастовую систему среди стюардесс. В зависимости от внешнего вида, параметров фигуры, возраста, наличия замечаний, количества больничных и прочих характеристик сотрудников авиакомпании поделили на пять «цветных» групп. Данные характеристики не относятся к квалификации.

Вот так выглядит распределение бортпроводников в порядке убывания рейсов. В «зеленую» группу попала элита бортпроводников — они смогут летать на международных рейсах, приоритетных рейсах и спецрейсах. Стюардам из «оранжевой» группы уже недоступны спецрейсы. «Синюю» группу лишат приоритетных направлений, а «желтую» — полетов на международных рейсах. Последняя группа, «красные», выполняет только разворотные рейсы по Российской Федерации, короткие и суперкороткие.

Как рассказала «Ридусу» представитель Шереметьевского профсоюза бортпроводников Илона Борисова, в этой иерархии нет никакого шанса подняться наверх, движение может быть только вниз. По уже давно сложившейся «традиции» любое явное или мнимое замечание, взыскание, как клеймо, остается с бортпроводником пожизненно, реабилитироваться невозможно, что нарушает не только все прописанные в трудовом законодательстве нормы, но и вынуждает неугодных сотрудников уволиться по «собственному» желанию. Худшая группа — «красная».

«Бортпроводники бушуют который день подряд, они оскорблены до глубины души после того, как в Сеть утекли данные „Аэрофлота“ о разделении сотрудников на пять категорий. Чуть ранее ходили слухи, но мы не торопились комментировать информацию, нужны были доказательства. Сейчас мы запросили у бортпроводников графики полетов за февраль и планы на март. Таким образом, мы получили подтверждение, что „Аэрофлот“ действительно реализует свои намерения в жизнь», — сообщила «Ридусу» Илона Борисова.

По ее словам, все рейсы должны распределяться равно и ровно между всеми работниками, нагрузка должна быть равномерной за определенный промежуток времени.

Этот документ «Аэрофлота» — строго для внутреннего пользования среди руководства бортпроводников, под грифом секретности, бортпроводников официально с ним не знакомили, критерии замалчиваются. Представители авиакомпании от официальных комментариев воздерживаются, менеджмент ультимативно и неформально просит стюардесс не распространяться о новых правилах.

Все последствия для бортпроводников прогнозируемы очень четко. В первую очередь, понижение налета часов, перевод на рейсы по России многим понизит зарплаты.

«Аэрофлот».© Никеричев Андрей / Агентство «Москва»

Борисова подчеркнула, что «Аэрофлот» всегда славился своим авторитарным режимом и что «чистки» кадров в компании производятся регулярно. Часто это происходит в индивидуальном, персональном порядке. Чуть реже массовые. Но еще никогда нарушение не принимало такого масштаба. Теперь вопрос коснулся абсолютно каждого бортпроводника из шести тысяч.

«Путем манипулирования рейсами — за рубеж и по России, длинными и короткими — понудить неугодных покинуть авиакомпанию самостоятельно. Иными словами, создаются невыносимые условия труда с накапливающейся прогрессирующей усталостью для отдельных категорий лиц. Каждый бортпроводник гарантированно рискует в любой момент оказаться в нижней группе. Разумеется, это скажется не только на зарплатах, но и на физическом состоянии бортпроводников, уже сказывается на их психическом состоянии. Обстановка в коллективе крайне тревожная», — пояснила специалист.

Кроме того, представитель Шереметьевского профсоюза возмущена, что предъявляются такие повышенные требования к внешнему виду стюардесс. Бортпроводники занимаются обеспечением безопасности и предоставлением сервисных услуг пассажирам, а не реализуют показы мод или увеселительные и развлекательные мероприятия.

По ее мнению, происходит настоящая дискриминация сотрудников авиаотрасли. Но и это не все. Вводя такое деление бортпроводников, авиакомпания делит и пассажиров по тому же самому принципу — привилегированности, приоритетности.

«Что касается внешнего вида бортпроводников, их красоты, веса, комплекции, возраста, напоминаю: у нас категория транспорта, мы занимаемся безопасной перевозкой пассажиров. Безопасность — основная задача. Понятие красоты — это сопутствующий фактор, и крайне субъективный, кстати. Какая вам разница, как выглядит человек, который будет вас спасать? Спасать себя позволим только красивым?» — подчеркнула собеседница «Ридуса».

Илона Борисова предполагает, что и другие отечественные авиаперевозчики могут последовать примеру «Аэрофлота», так как он всегда в авангарде и задает правила игры для всех остальных компаний в сфере перевозок в России.