Боевые действия на Украине продолжают переписывать правила современной войны. Если на границе 2022–2023 годов военные аналитики не без иронии сравнивали данный конфликт с Первой мировой, утверждая что война ведётся преимущественно окопно-артиллерийскими методами, то на сегодняшний день подобные рассуждения почти не слышны. Стало меньше унылого окопного противостояния или гаубичных дуэлей? Вовсе нет. Всё это по-прежнему присутствует в количествах, достойных Первой мировой войны. Разница лишь в том, что параллельно на полях сражений происходят поистине эпохальные изменения, которым уготовано место в учебниках по военному делу.
Об одном таком факторе в виде массового применения дронов сегодня не говорит только ленивый. Действительно, триумф БПЛА поставил под вопрос существование отработанных десятилетиями тактик современного боя и даже некоторых видов Вооружённых сил. Однако революция беспилотников — не единственное тектоническое изменение в методах ведения войны. Не менее серьёзным моментом можно считать изменение и переосмысление методов использования на поле боя авиации, рассматриваемое многими как её полное или частичное вытеснение с театра военных действий (ТВД).
На первый взгляд, подобные выводы выглядят совершенно невероятными. Однако факты — вещь упрямая. Сегодня речь не идёт ни о каких массированных авиаударах, активно использовавшимися всеми сторонами в годы Второй мировой войны. Подобно запуганным дронами танкам и прочей бронетехнике, боевые самолёты всё реже решаются на отчаянные массированные рейды на территорию противника, предпочитая наносить удары дальнобойными боеприпасами без пересечения линии фронта. Практически не видно и классических воздушных боёв, хотя стороны обладают схожей по боевым возможностям техникой.
Неудивительно, что подобные наблюдения вызывают повышенную обеспокоенность западных военных, чьи доктрины в значительной степени построены на использовании авиации. Где же зарыт корень проблемы?
«Сглаживание Земли», или Спасайся кто может
По мнению западных военных специалистов, использованные в радарах и ракетах новые технологии привели к так называемому «сглаживанию Земли». По этой причине даже низколетящие самолёты подвергаются гораздо большему риску обнаружения и уничтожения до захода непосредственно в зону боевых действий.
Так, по словам директора по возможностям и программам Королевских ВВС Великобритании вице-маршала авиации Джеймса Бека, когда-то самого летавшего на многоцелевом боевом самолёте Tornado, до последнего времени существовало предположение, что сверхнизкий полёт позволит соединению проникать глубоко на территорию противника без обнаружения его системами ПВО.
Предполагалось, что радары противника не могут видеть сквозь землю. Данное правило лежало в основе тактического мышления в течение многих десятилетий, сказал вице-маршал в понедельник в Королевском объединённом институте оборонных исследований Великобритании.
Маскировка под рельеф местности долгое время являлась эффективной тактикой. Истребители летели низко и быстро, ниже радиолокационного горизонта, используя кривизну земной поверхности и помехи от неё, чтобы уклоняться от радаров прямой видимости. Подобный подход оправдан в условиях устаревших радаров и зенитных ракетных комплексов. Однако современные разработки делают проникновение на малых высотах практически невозможным.
По словам Бека, новые разработки радаров и ракет сделали классический подход устаревшим. Вице-маршал охарактеризовал сдвиг в технологиях как равносильный «выравниванию Земли».
В этом вопросе помогли достижения в области радиолокационных технологий, такие как радар с активной фазированной антенной решёткой (АФАР), имеющий электронный контроль лучей для обнаружения целей и позволяющий отслеживать сразу несколько целей. Бек указал на сложные новые загоризонтные радары, способные выполнять именно то, что следует из их названия, и видеть за пределами земной поверхности.
Дальность обнаружения возросла с сотен до тысяч километров, отметил британский вице-маршал.
Бек далеко не одинок в своих выводах. Командующий ВВС США в Европе генерал Джеймс Хеккер ранее заявлял, что «приоритетом номер один в воздушном пространстве НАТО являются миссии по борьбе с A2AD, то есть по ограничению доступа и воспрепятствованию действиям противника».
По словам Бека, такие разработки вскоре значительно затруднят проникновение боевой авиации в зону военных действий противника. Применяются так называемые стратегии ограничения доступа и воспрещения доступа. Это многоуровневые радары, ракеты, датчики. Их главная цель — не допустить противника к зоне боевых действий.
Такие зоны ограниченного доступа становятся просто огромными, если измерять их по странам, пояснил Бек. При этом он уверен, что они могут и будут значительно расшириться. В течение следующего десятилетия «они смогут измеряться по континентам», полагает британский военный.
Как раньше не будет
Британский вице-маршал уверен, что сглаживание современного боевого пространства приведёт к тому, что самолётам будет всё труднее проникать вглубь территории противника без обнаружения или вовлечения в бой. Он считает это проблемой. Согласно классической военной теории, захват господства в воздухе и глубокое проникновение для уничтожения командных пунктов, логистических центров и ракетных позиций далеко за линией фронта имеют решающее значение для победы.
«Война на Украине — изнурительная борьба, в ходе которой гибнут техника и солдаты. Она продолжает демонстрировать, что произойдёт, если мы не сможем взять под контроль воздушное пространство с самого начала. Чем дольше длится данный конфликт, тем более убедительным становится урок», — отметил Бек.
По словам британца, на данном этапе Россия или Украина не смогли захватить господство в воздухе, поскольку им препятствуют мощные сети ПВО. Появилось множество видео, на которых украинские боевые самолёты летают почти у земли и на короткое время поднимаются только для запуска боеприпасов, не решаясь проникнуть в контролируемое россиянами воздушное пространство.
Только самолёты шестого поколения
По мнению Бека, особенно важной задачей, направленной на обеспечение возможности проникновения в тщательно защищённое воздушное пространство, является разработка самолётов шестого поколения. Самолёты пятого поколения отныне — лишь необходимый минимум для достижения преимущества в современной воздушной войне. Истребителям шестого поколения, помимо прочих возможностей, потребуется исключительная малозаметность. Без полнофункциональной скрытности самолёт не сможет проникнуть в зону контроля и управления противника на таком уровне, чтобы произвести ощутимый боевой эффект.
Целью самолетов шестого поколения станет нанесение глубоких ударов, что в сегодняшних условиях всё сложнее и сложнее. Им предстоит обнаруживать, выбирать и преследовать цели, действующие внутри или на дальней стороне интегрированной системы противоракетной обороны противника.