127 лет назад поручик Александр Кованько провел первую в России аэрофотосъемку. На воздушном шаре он поднялся на 900 метров и сделал 3 снимка Санкт-Петербурга. Эту дату можно считать днем рождения российской разведывательной авиации.
Конечно, значительную часть ее работы сегодня выполняют всевозможные спутники, но и самолеты-вертолеты тоже еще рано сбрасывать со счетов. Чтобы напомнить о том, как развивалась воздушная разведка, корреспондент Ридуса пробежался по основным вехам ее становления.
Камера Ульянина
Первый серьезный успех российской воздушной разведки случился 105 лет назад. В 1908 году Сергей Ульянин получил патент на "фотографический аппарат для воздушной автоматической записи фотограмметрических данных". Прибор с таким затейливым названием представлял собой огромную камеру с фокусным расстоянием объектива 1 метр. Изначально ее предполагали использовать на аэростатах, но Балканская война показала, что изобретение Ульянина идеально подходит для самолетов. Его фотоаппарат оказался на редкость удачным. Без серьезных изменений он прослужил в авиации всю первую мировую и считался лучшим для воздушной разведки.
"Китайский подход"
После октябрьской революции промышленность переживала не лучшие времена. Основную часть авиапарка советской России составляли трофейные самолеты. "Первой ласточкой" нашего авиапрома стал самолет Р-1. Эту машину русские инженеры скопировали с британского de Havilland D.H.9. Обычно значимость этой машины в истории российского воздушного флота оценивается невысоко. Уже к началу производства самолет считался устарелым. Но именно на основе этого армейского разведчика с нуля создавалась авиапромышленность нашей страны. Вплоть до 30х годов Р-1 оставался самым массовым самолетом, выпускавшимся в СССР. Девяносто лет назад, в 1923, была заказана первая партия из 200 экземпляров этой машины. Всего за годы производства было построено 1650 таких машин.
"Лакированный гарантированный гроб"
Вопреки распространённому мнению, во время Великой Отечественной войны это широко известное прозвище не употреблялось. Нелестное "погоняло" появилось в 1969 году после выхода книги Михаила Арлозорова о Лавочкине "Фронт идет через КБ". Во время войны же самолет называли "рояль" или "красавец". ЛаГГ-3 в первую очередь использовался в качестве истребителя, но также хорошо зарекомендовал себя и в воздушной разведке и корректировке артобстрелов. Для экономии дефицитных материалов, корпус "красавцев" изготавливали из фанеры, сосны и дельта-древесины. Будучи по своей природе скептиком, Сталин не поверил в рассказы о негорючести корпуса самолета. В 1941 году, перед началом производства, он потребовал, чтобы ему принесли образец дельта-древесины и попробовал поджечь его от своей трубки. Не вышло. Семьдесят лет назад, в 1943 году, в Горьком начали производство последней, 66 серии ЛаГГ-3.
"Балалайка"
МиГ-21 стал самым распространенным сверхзвуковым боевым самолетом в мире, он состоял на вооружении 65 стран. До середины шестидесятых страны Западного блока не имели ни малейшего представления об этом самолете и предпринимали все возможные усилия, чтобы завладеть им. Попытка удалась 15 августа 1966, когда Мунир Редф сумел угнать истребитель в Израиль. Это считается одной из самых успешных и выдающихся операций Моссада. Разведчики на базе "балалаек" - МиГ-21Р производились в течение 5 лет: с 1966 по 1971 год. На них ставилось три типа разведконтейнеров. Днем работал тип "Д" - с двумя фотоаппаратами для перспективной съемки, четырьмя - для плановой, одной щелевой камерой и магнитофоном. Для ночных условий предназначался тип "Н". Он вмещал фотокамеру и 188 осветительных пиропатронов в качестве вспышки. Контейнер типа "Р" обеспечивал радиоразведку. Несмотря на преклонный возраст, экспортные версии МиГ-21 выпускаются до сих пор. Только в прошлом году в Китае построили 2500 J7/F7.
Зоркие "Стрижи"
Как ни странно это сегодня звучит, но 40 лет назад в сфере беспилотников у нас конкурентов не было. Семидесятые стали эпохой расцвета советских разведывательных БПЛА. Самым массовым из них стал реактивный ТУ-143 "Рейс". За 13 лет - с 1976 по 1989 их было построено 950 штук. Для сравнения, в 2002 году в ВВС США было всего 200 БПЛА разных моделей. На сегодняшний день "Рейс", конечно, безнадежно устарел, но в свое время это был серьезный прорыв. Помимо " Рейсов", в СССР массово производились ТУ-123 "Ястреб" и ТУ-141 "Стриж".
А что сегодня?
Основным фронтовым разведчиком российской авиации сегодня является "немолодой" СУ-24МР. Тридцать лет назад, в 1983 году, в Новосибирске началось его серийное производство. В любое время суток он может выполнять всепогодную комплексную разведку на глубину более 400 километров за линию фронта. "На пенсию" эти самолеты должны отправиться в 2020. Очевидно, им на смену придет ПАК-ФА Т-50. В серию их обещают запустить через 2 года.
Советский Союз создал гигантский задел по беспилотникам, достаточно вспомнить "Луноход" или "Буран". К сожалению, в дальнейшем эту фору наша страна бездарно проиграла. Использование отечественных БПЛА в осетинском конфликте обернулось серьезным позором. В качестве выхода из создавшейся ситуации военные предложили "китайский подход", ведь сработал же он у нас в двадцатых. "Донором" выбрали Израиль, благо опыт строительства автономных шпионов у них богатый. Российская лицензионная копия "Searcher II" получила название "Форпост", в серию пока не запущена. Остальные БПЛА российского производства не выдерживают никакой конкуренции с продвинутыми разработками. Как сократить это отставание, скопировать чужое или придумать толковое свое, пожалуй, одна из главных задач Минобороны на сегодняшний день.