Авто Технологии

Высоко сижу, далеко гляжу. Российская воздушная разведка. Анализ

4 437

127 лет назад поручик Александр Кованько провел первую в России аэрофотосъемку. На воздушном шаре он поднялся на 900 метров и сделал 3 снимка Санкт-Петербурга. Эту дату можно считать днем рождения российской разведывательной авиации.

Конечно, значительную часть ее работы сегодня выполняют всевозможные спутники, но и самолеты-вертолеты тоже еще рано сбрасывать со счетов. Чтобы напомнить о том, как развивалась воздушная разведка, корреспондент Ридуса пробежался по основным вехам ее становления.

Камера Ульянина

камера Ульянина

Первый серьезный успех российской воздушной разведки случился 105 лет назад. В 1908 году Сергей Ульянин получил патент на "фотографический аппарат для воздушной автоматической записи фотограмметрических данных". Прибор с таким затейливым названием представлял собой огромную камеру с фокусным расстоянием объектива 1 метр. Изначально ее предполагали использовать на аэростатах, но Балканская война показала, что изобретение Ульянина идеально подходит для самолетов. Его фотоаппарат оказался на редкость удачным. Без серьезных изменений он прослужил в авиации всю первую мировую и считался лучшим для воздушной разведки.

"Китайский подход"

Р-1

После октябрьской революции промышленность переживала не лучшие времена. Основную часть авиапарка советской России составляли трофейные самолеты. "Первой ласточкой" нашего авиапрома стал самолет Р-1. Эту машину русские инженеры скопировали с британского de Havilland D.H.9. Обычно значимость этой машины в истории российского воздушного флота оценивается невысоко. Уже к началу производства самолет считался устарелым. Но именно на основе этого армейского разведчика с нуля создавалась авиапромышленность нашей страны. Вплоть до 30х годов Р-1 оставался самым массовым самолетом, выпускавшимся в СССР. Девяносто лет назад, в 1923, была заказана первая партия из 200 экземпляров этой машины. Всего за годы производства было построено 1650 таких машин.

"Лакированный гарантированный гроб"

ЛаГГ-3

Вопреки распространённому мнению, во время Великой Отечественной войны это широко известное прозвище не употреблялось. Нелестное "погоняло" появилось в 1969 году после выхода книги Михаила Арлозорова о Лавочкине "Фронт идет через КБ". Во время войны же самолет называли "рояль" или "красавец". ЛаГГ-3 в первую очередь использовался в качестве истребителя, но также хорошо зарекомендовал себя и в воздушной разведке и корректировке артобстрелов. Для экономии дефицитных материалов, корпус "красавцев" изготавливали из фанеры, сосны и дельта-древесины. Будучи по своей природе скептиком, Сталин не поверил в рассказы о негорючести корпуса самолета. В 1941 году, перед началом производства, он потребовал, чтобы ему принесли образец дельта-древесины и попробовал поджечь его от своей трубки. Не вышло. Семьдесят лет назад, в 1943 году, в Горьком начали производство последней, 66 серии ЛаГГ-3.

"Балалайка"

МИГ-21Р

МиГ-21 стал самым распространенным сверхзвуковым боевым самолетом в мире, он состоял на вооружении 65 стран. До середины шестидесятых страны Западного блока не имели ни малейшего представления об этом самолете и предпринимали все возможные усилия, чтобы завладеть им. Попытка удалась 15 августа 1966, когда Мунир Редф сумел угнать истребитель в Израиль. Это считается одной из самых успешных и выдающихся операций Моссада. Разведчики на базе "балалаек" - МиГ-21Р производились в течение 5 лет: с 1966 по 1971 год. На них ставилось три типа разведконтейнеров. Днем работал тип "Д" - с двумя фотоаппаратами для перспективной съемки, четырьмя - для плановой, одной щелевой камерой и магнитофоном. Для ночных условий предназначался тип "Н". Он вмещал фотокамеру и 188 осветительных пиропатронов в качестве вспышки. Контейнер типа "Р" обеспечивал радиоразведку. Несмотря на преклонный возраст, экспортные версии МиГ-21 выпускаются до сих пор. Только в прошлом году в Китае построили 2500 J7/F7.

Зоркие "Стрижи"

ТУ-143 "Рейс"

Как ни странно это сегодня звучит, но 40 лет назад в сфере беспилотников у нас конкурентов не было. Семидесятые стали эпохой расцвета советских разведывательных БПЛА. Самым массовым из них стал реактивный ТУ-143 "Рейс". За 13 лет - с 1976 по 1989 их было построено 950 штук. Для сравнения, в 2002 году в ВВС США было всего 200 БПЛА разных моделей. На сегодняшний день "Рейс", конечно, безнадежно устарел, но в свое время это был серьезный прорыв. Помимо " Рейсов", в СССР массово производились ТУ-123 "Ястреб" и ТУ-141 "Стриж".

А что сегодня?

СУ-24МР

 Основным фронтовым разведчиком российской авиации сегодня является "немолодой" СУ-24МР. Тридцать лет назад, в 1983 году, в Новосибирске началось его серийное производство. В любое время суток он может выполнять всепогодную комплексную разведку на глубину более 400 километров за линию фронта. "На пенсию" эти самолеты должны отправиться в 2020. Очевидно, им на смену придет ПАК-ФА Т-50. В серию их обещают запустить через 2 года.

Первый полет ПАК-ФА

Советский Союз создал гигантский задел по беспилотникам, достаточно вспомнить "Луноход" или "Буран". К сожалению, в дальнейшем эту фору наша страна бездарно проиграла. Использование отечественных БПЛА в осетинском конфликте обернулось серьезным позором. В качестве выхода из создавшейся ситуации военные предложили "китайский подход", ведь сработал же он у нас в двадцатых. "Донором" выбрали Израиль, благо опыт строительства автономных шпионов у них богатый. Российская лицензионная копия "Searcher II" получила название "Форпост", в серию пока не запущена. Остальные БПЛА российского производства не выдерживают никакой конкуренции с продвинутыми разработками. Как сократить это отставание, скопировать чужое или придумать толковое свое, пожалуй, одна из главных задач Минобороны на сегодняшний день.

"Форпост"