Культура

Выставка «Равновесие неравного»: искусство Краснопевцева в ЦСИ AZ/ART

0 1659

Метафизические натюрморты Дмитрия Краснопевцева раскрывают особую глубину восприятия мира и становятся особенно актуальными в моменты, когда хочется остановиться и задуматься о вечном. Издание Клео.ру обращает внимание на новый проект в ЦСИ AZ/ART, посвященный столетию со дня рождения живописца и графика, чья преданность собственному художественному видению оставалась неизменной на протяжении всей жизни.

В коллекции AZ/ART хранится более 70 работ Краснопевцева, из которых в экспозицию вошли 55 произведений — помимо музейной коллекции, это также арт-объекты из Фонда «Прометей» и частных собраний.

В пространстве выставки ведущий жанр живописца — натюрморт представлен вместе с тематическими инсталляциями, отражающими сюжетные линии картин. На входе гостей встречают портреты. Сам Краснопевцев утверждал, что, изображая другого человека, художник в первую очередь пишет себя.

Фрагмент экспозиции выставки «Равновесие неравного» Дмитрия Краснопевцева в ЦСИ AZ/ART.© Клео.ру: Юлия Крышевич

В одном из залов картины сопровождаются аудиозаписями концертов Святослава Рихтера. Два ярких и разных характера — свободолюбивый Краснопевцев и замкнутый Рихтер нашли общую творческую волну, поддерживая связь на протяжении десятилетий. Письма и открытки, которыми обменивались друзья, также вошли в экспозицию.

Краснопевцев прожил большую часть жизни в Москве (краткие годы службы в армии — единственное исключение) и с раннего детства впитывал атмосферу искусства, часто посещая Музей изобразительных искусств (ныне ГМИИ им. Пушкина). Занятия в районной студии, потом обучение в Московском областном художественном училище и Институте имени Сурикова позволили художнику экспериментировать с жанрами, но при этом стремление к определенным композициям сохранялось.

Фрагмент экспозиции выставки «Равновесие неравного» Дмитрия Краснопевцева в ЦСИ AZ/ART.© Клео.ру: Юлия Крышевич

Натюрморты Краснопевцева, словно подвешенные вне времени и пространства, наполнены «мертвыми» предметами — старые сосуды, сухие рыбы, морские звезды, книги и осколки различных вещей. Вдохновением служила коллекция старинной утвари его деда, и при этом художник философски объяснял свой выбор — жизнь в моменте слишком быстротечна и непредсказуема, а ее ценность полностью раскрывается лишь в истории.

Краснопевцев стремился зафиксировать эфемерную красоту, заключить ее в жесткий контур, не дать улетучиться, подобно аромату духов из раскрытого флакона. В сочетании изящного и грубого, витального и окаменелого он находил гармонию — равновесие, построенное на контрастах. Осознавая конечность вещей, художник не боялся потерь и принимал главный закон бытия — смерть всегда сменяется рождением.

Фрагмент экспозиции выставки «Равновесие неравного» Дмитрия Краснопевцева в ЦСИ AZ/ART.© Клео.ру: Юлия Крышевич

Метафизичность его произведений может показаться кому-то угрюмой или сдержанной, особенно в поздних работах, где уход цвета усиливает напряжение восприятия. Но Краснопевцев не стремился нравиться и быть понятным каждому. Благодаря личной нонконформности он сохранил свободу творчества и оставался верен себе.

Выставка «Равновесие неравного» (6+) Дмитрия Краснопевцева в ЦСИ AZ/ART продлится до 8 января 2026 года. Куратор проекта: Наталья Волкова, автор экспозиции: Катя Бочавар.

Ранее «Ридус» рассказывал о финалистах Букеровской премии.