Общество

Выставка Серж Головач. Homo Lumen

2 259


Проект Homo Lumen художника Сержа Головача посвящен осмыслению категорий света и человека, их соприкосновению и сосуществованию. Человек и свет рассматриваются автором в проекциях на плоскости философской и искусствоведческой, смысло-жизненной и "фототехнологической" природы. В Homo Lumen мастер сформулировал свои рассуждения на языке светографики, следуя своему художественному паттерну, с характерным эпическим размахом и высоким разрешением художественных высказываний.

В своих светографических работах художник освобождает человека, дав ему свободу света. Он выключает всё внешнее освещение. И оказывается, что человек причудливым образом сам источает свет. Мы видим удивительные, порою пугающие и наполненные страхом, а иногда чарующие своей полётностью и прозрачностью световые образы человеческой натуры.

Арт-фикция фундаментальной физической теории даёт возможность человеку увидеть свою свободу. Он – источник света, в нём живут элементарные частицы далёких галактик. Он – часть универсума и вечности, где ничтожны земные границы, правительства и законы, тирании и репрессии. Свет разверзает тёмную вечность бескрайних космических пространств. Художник приходит к выводу: познавая свой свет, «возвращаясь» к своей вселенской свободе, человек возвращается в мир чистого света без примесей зла и тьмы. Свет в фотографической лексикологии Головача – это свобода. Светочеловек – человек свободы.

В светографике Головача фактурой, контрастирующей со световыми линиями, штрихами и пятнами, выступает человеческое тело. Вакуум света, в который художник погружает свои модели, становится пространством не свойственных традиционной графике измерения и глубины. Здесь художник работает не с «воздухом чистого листа» (по В. А. Фаворскому), а с упругой реальностью темноты. Световой кистью художника становится источник лазерного излучения. Узким сфокусированным потоком света мастер вырисовывает свои графические композиции.

Художник Головач использует изящество светографической техники, каллиграфически точно и элегантно облекая свои тезисы в абстрактно-концентрированную форму чёрно-белого и цветного изображения. Светографика амбивалентна в своей инновативности: с одной стороны используются новые технические возможности, а с другой – происходит возвращение к архаично трогательной рукотворности арт-объекта.

В классической фотографии композиция мгновенно фиксируется в её внешней целостности и объективности. В светографике же мастер растягивает акт перехода реальной природы в фотографическое бытие (фотографирования) до десятков секунд и входит в это таинство. Теперь акт рождения арт-объекта становится следствием непосредственного творчества мастера, конструирующего арт-бытие из световых линий, выхватывающих структуры объекта, пребывающего в первородной тьме реального пространства.

Живописец и график Альбрехт Дюрер говорил, что ему неизвестно, что же есть красота. Действительно, красота, создаваемая художником, синтетична: он выписывает своей кистью субъективно наиболее значимые стороны и черты объектов реального мира. Светографика позволяет создавать синтетические образы фактической реальности без использования программных средств их обработки. В этом чарующая натуральность и природная чистота этой техники, её художественно-человечная органичность.

Головач мастерски и без остатка использует весь потенциал светографики как средства художественного оречевления своих размышлений. Свобода, лейтмотив представленных в Homo Lumen работ, живописуется лазерным лучом и предстаёт в самых разных её ликах и проявлениях. В проекте сформировано рельефное авторское высказывание: светочеловек Головача носит имя "Свобода". Художник даёт широкую панораму пути человека к свободе. Он сопровождает своего светочеловека через тёмную бездну неволи к свету свободы.

Время. Пространство. Человек. Свет. Свобода. В этой пятимерной системе координат художник Головач выстраивает свою арт-модель человеческого бытия, откладывая базисный вектор на координатном луче свободы. Именно она выступает для мастера универсальным мерилом бытия.

Тема свободы в искусстве – вечная, и вряд ли когда-то исчерпает себя. Рассуждение на эту тему художника Головача, будучи одним в ряду многих, обладает той удивительной ясностью осмысления сложного феномена, какую способна дать фотография с её субъективной, яркой непосредственностью и ситуативной пронзительностью лаконичной формы, замещающей семантику многостраничных простыней убористого текста.

Максима свободы Головача: Homo Lumen: Nomen Libertas