Разговоры о предстоящем неизбежном росте цен на хлебопродукты относятся к числу тех, которые не оставляют равнодушными даже сидящих на диете граждан, поскольку хлеб в России — больше чем продукт питания.
Он — эталон социально-экономического благополучия страны, и цена на буханку хлеба для обычных граждан говорит о состоянии экономики стократ больше, чем стоимость барреля нефти или унции золота.
Базовый элемент
С начала 2018 года цены на хлеб выросли в среднем только на 2,3%. Сами хлебозаводчики убеждены, что разговоры о «резком» удорожании базового продукта — из разряда вечных и слухи о повышении цен на их продукцию подбрасывают, как дрожжи в тесто, некие недоброжелатели.
Такие слухи распространяются каждый год, но каждый раз они оказываются как минимум преувеличенными, опровергает «паникеров» президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
Поскольку хлеб считается в России социально значимым товаром, розничные цены на него жестко и непрерывно мониторятся государством. Но непрерывно растущие издержки хлебопеков (на топливо, электричество и т. д.) административно не регулируются.
Это приводит к тому, что каждый год с рынка уходят все новые хлебозаводы, что автоматически снижает конкуренцию и поэтому ухудшает качество хлебной продукции. Так называемые социальные сорта — это, конечно, еще далеко не ленинградский блокадный хлеб с целлюлозой, опилками, сосновой корой и березовыми почками, но сравнение их с оконной замазкой иногда не выглядит таким уж преувеличением.
Поскольку хлеб — продукт дешевый, то рост цен на доставку сырья и развоз готового продукта по торговым точкам очень сильно отражается на прибыльности производства. Хлебопеки просто загибаются — особенно если речь идет именно о социальных сортах хлеба, — говорит Злочевский.Оговорка про социальные сорта не случайна: по стране открылось огромное количество малых, «крафтовых» хлебопекарен, где предлагаемые хлебобулочные изделия находятся на уровне haute cuisine. Но такой элитный хлеб далеко не всем по карману.
Частные хлебопеки могут себе позволить держать цены, которые делают их бизнес рентабельным, хотя бы за счет меньших объемов производства и, соответственно, более высокой маржинальности. А чтобы сделать рентабельным большой хлебозавод, цену на, к примеру, батон нарезной, надо поднять процентов на 30—40, — подсчитывает президент РЗС.Злочевский напоминает, что в советское время батон нарезной стоил 13 копеек, а проезд на метро — 5 копеек. Сегодня же цены перевернулись с ног на голову: проезд на метро обходится в 56 рублей, а батон продается за 20.
По его словам, чтобы рентабельность производства стала для хлебопеков «интересной», хлеб должен продаваться рублей на 5 дороже. И все равно за два батона можно будет проехать на метро только один раз.
Хождение по муке
Сколь-нибудь заметного роста цен на хлебопродукты в этом сезоне не ожидается, подтверждает и директор торгово-производственной компании «Алтайхлеб» Андрей Булгаков.
Если брать Алтайский край, то здесь росту цен просто неоткуда взяться. В этом году у нас был очень неплохой урожай пшеницы, элеваторы забиты под крышу. И продать все это зерно и муку они не могут. У нас в этом году возникло определенное перепроизводство зерна, и это гарантирует стабильность цен на хлеб, — сказал он «Ридусу».Кроме того, вдобавок к физическому переизбытку зерна урожая 2018 года оно уродилось невысокого качества — 4-го класса, по хлебопекарной классификации.
Это дополнительный фактор затоваривания элеваторов — хлебопеки берут муку из такого зерна с неохотой, только для выпечки самых дешевых сортов, а для изготовления более качественных изделий обходятся мукой прошлогоднего урожая — естественно, закупленной по прошлогодним ценам.
Сырья в нашем регионе в этом сезоне — под завязку. Предложение превышает спрос. Еще много зерна осталось непосредственно у производителей, так как элеваторы его больше не принимают — некуда. Хотя цена на муку не снизится, так как она сейчас колеблется у отметки маржинальности, но и роста цен на хлеб как минимум до будущего урожая тоже не произойдет, — уверен Булгаков.