«Головоломка» (Inside Out)
США, реж. Пит Доктер, анимация, роли озвучивают: Натали, Олеся Железняк, Ксения Собчак, Дмитрий Нагиев, Владимир Епифанцев, Максим Виторган.
Ругать последние мультфильмы студии «Пиксар» — дело неблагодарное, учитывая, что всем вокруг они, как правило, безумно нравятся. Ну, а мне нет — и кого это волнует?.. Всё осложняется тем, что крыть, по сути, нечем: общему мнению «Это шедевр» трудно противопоставить что-либо существенное. Это как в старом анекдоте про ёлочные игрушки: и красивые, и блестят, а вот ведь блин — не радуют.
Если же к этому чисто субъективному ощущению добавить хоть одно серьёзное соображение, то оно в том, что «Головоломка» — не детский, как того бы хотелось, а очередной взрослый мультфильм. Опять про то, что мы вырастем и многое забудем, и вообще, «от Печали до Радости — ехать и ехать», да к тому же «всё пройдёт, и Печаль, и Радость, всё пройдёт, так устроен свет»… Но ох, для этого ведь есть авторское, фестивальное кино! Обязательно ещё и мультфильмы превращать в Царство Депрессии?..
Приблизительно этими соображениями я делюсь с Питом Доктером — то есть, непосредственно с автором «Головоломки», который в 2001-м выпустил отличную детскую «Корпорацию монстров», а спустя восемь лет представил эталонную, по мнению некоторых критиков, картину о смерти. На дирекцию Каннского фестиваля это произвело тогда такое впечатление, что «Вверх» стал первой анимационной картиной, показанной в рамках церемонии открытия. Новую работу Доктера также представляли в Каннах — к вопросу о вышестоящем «охе»; ну, отлично, никто не против — но для чего тогда «фестивальный» мультфильм выдавать за детский?..
А ведь как хорошо всё начиналось!.. В двух словах об идее будущей ленты рассказывал нам ещё сам Джон Лассетер, когда приезжал в Москву три года назад. Я и ему сказал, что «пиксаровские» хиты больше не хочется пересматривать — но ощущение такое, что он меня даже не понял. Его уверенность в собственной продукции словно бы распространялась на годы вперёд; «Ладно, — сказал я себе, — посмотрим». И когда «Дисней» спустя полтора года впервые представил профессиональной публике наработки по новой картине, появилось ощущение, что «Головоломка» проблему действительно переломит: так круто всё казалось в пересказе и черновых роликах!..
Фрагмент из анимационного фильма «Головоломка»
И вот — сам мультфильм, очередной взрослый мультфильм… Я так его ждал и так, посмотрев, расстроился. «Зачем?» — вопрошаю я режиссёра, заранее понимая, что ему нечего мне будет ответить.
Знаете, когда работаешь над чем-то целых пять лет, то нужно обязательно позаботиться о том, чтобы тебя самого это интриговало. Это увлекательно: прикидывать, как можно было бы представить на экране окружающие нас объекты, находить максимально соответствующие им образы. Как оживить, очеловечить, например, тачки или букашек. То же самое и с эмоциями — это интересная задача. Причём я не сомневаюсь, что детям это тоже понравится.Молчу про то, что детям в принципе много чего нравится — но в кино чаще всего они ходят всё же с родителями, которым ведь тоже хочется отдохнуть, а им предлагают считывать философские смыслы. Но не упускаю шанса обвинить Доктера и вообще всех парней из «Пиксара» в том, что мультфильмы теперь перестали быть просто развлечением. Это ведь их «заслуга», это ведь они стали вкладывать в свои анимационные суперхиты темы для серьёзного размышления. Но дети же ждут другого!.. И многие взрослые тоже.
Доктер кажется слегка растерянным от моего напора. Впечатление такое, что захвати он с собой «Оскар», то просто поставил бы его сейчас передо мной и сказал бы: «На-ка, выкуси!» Но статуэтка осталась дома, а задумчивым «Не знаю…» сейчас явно не отделаешься. Выход один: ход конём.
— Во-первых, не следует недооценивать детей. Да, конечно, в какой-то момент нас самих всё это смущало. Мы тоже думали: «А не слишком ли сложным окажется наш фильм для детской аудитории?..» Но реальность, можно сказать, превзошла все наши ожидания. Мы показывали «Головоломку» пяти-шестилетним детям, а потом спрашивали их, что они поняли. Так вот, они пересказывали мне всё, о чём рассказывается в нашем фильме, весьма точно и именно с той точки зрения, какую мы и хотели в него вложить. Поэтому давайте всё же не будем недооценивать малышей: пусть они и маленькие, но уже весьма смышлёные, весьма разумные существа.
Плюс к этому — мы ведь насытили фильм самыми разными уровнями. В том числе самыми разными уровнями юмора. Тут есть, например, и такой более интеллектуальный, что ли, юмор для старших представителей семьи, но в то же время присутствуют и озорные шутки для тех, кто помладше. Так что это картина для всей семьи, уверен в этом.
И знаете, есть одна история, которую я хотел бы именно вам рассказать. Среди тех, кто уже посмотрел фильм, есть сын одного моего коллеги. На следующий день после показа этот коллега подошёл ко мне, справедливо решив, что имеет смысл поделиться со мной таким наблюдением. Его мальчик занимается плаванием, но до сих пор ему не давались прыжки с вышки: не получалось прыгнуть — и всё тут. Но вчера он прыгнул. Отец спросил у него: «Ничего себе, как это тебе удалось?!» — на что сын ему ответил: «Теперь я понимаю, что в тот момент, когда я отказываюсь прыгать, мною управляет Страх. Так что я просто приказал Страху: „Подвинься!“ — а потом взял и прыгнул!».
Видите?.. Этот пример наглядно показывает, что этот малыш не только прекрасно понял, о чём этот фильм, вобрав в себя все основные смыслы, которые были в «Головоломку» заложены, но также под влиянием увиденного сумел преодолеть себя и свои давние страхи. Так что это кино сможет оказать влияние и на всех прочих детей, которые наверняка захотят измениться в лучшую сторону.
Тут надо сказать, что мы встречались с Питом Доктером ровно месяц назад, 22-го мая — он заскочил в Москву всего на денёк, сразу после каннской премьеры. Я, конечно, видел его раньше на фотографиях, но воочию убеждаюсь, что они дают лишь отдалённое представление о моём собеседнике. Огромный (1,94м — !!!), худой, короткая стрижка — вылитый андроид из фантастических фильмов. Очки, синяя рубашка, джинсы, толстое кольцо на левой руке. Прибавьте к этому активную жестикуляцию — сказать начистоту, мне кажется, что Страх он рисовал с самого себя.
К слову, об эмоциях: почему среди них всего одна положительная против четырёх негативных?
— Мы обсуждали эту тему с самыми разными экспертами. Разумеется, у нас было к ним множество вопросов, начиная с базового: «А сколько вообще есть основных эмоций?» В ответ мы слышали самые разные версии, каждый считает по-своему. Но в целом мы следуем учению Пола Экмана — он очень знаменитый специалист, живёт и работает в Сан-Франциско. (Широкой публике Экман известен в первую очередь как консультант и прототип главного героя сериала «Обмани меня» — ММ.) Он считает, что основных эмоций шесть: это те пять, что представлены в нашем фильме, плюс Удивление.
Однако когда мы прорабатывали рисунок будущих персонажей, размышляя, как они должны выглядеть, то поняли, что существует очень много точек соприкосновения между Удивлением и Страхом. Поэтому мы решили эти эмоции объединить, оставив первенство за Страхом. Вот таким образом у нас и оказалось пять этих героев. И да, Радость в меньшинстве — но что это означает? Арифметика проста: стало быть, она должна очень много и очень упорно трудиться, предпринимать самые серьёзные шаги, чтобы преодолеть этот дисбаланс и привести всё к должному функционированию мозга и всего организма в целом.
Райли и эмоции смотрят трейлер вторых «Мстителей»
Тут я не удерживаюсь и задаю киноманский вопрос: тем более что уверен, что режиссёру будет, что на него ответить. Не он ли придумал целую киностудию сновидений — этакий Голливуд, каждую ночь работающий в голове у каждого из нас и под каждый сон выпускающий афишу?.. Я вспоминаю тот забавный ролик, в котором эмоции из «Головоломки» смотрят и обсуждают трейлер грядущих «Мстителей». Прекрасный маркетинговый ход, разом стреляющий — и попадающий! — в двух зайцев. Но вот если б не было той рекламной кампании, будь полностью ваша воля — какой бы фильм они могли посмотреть?
Доктер хохочет и уточняет:
— То есть, для удовольствия — или чтобы передать какую-то идею аудитории?
— Что лично Вы им бы поставили? Ваш выбор.
— Прикол в том, что мы уже сделали такой ролик, вы просто его ещё не видели, он называется «Туфли рока». Там Райли смотрит такой хоррор в духе 50-х-60-х годов…
Когда переводчик доходит до этого момента, Пит решает дополнить свои слова насвистыванием леденяще-пугающей мелодии, а затем и вовсе завывает подобно привидению. Тут я, конечно, понимаю, что надо было приходить не с диктофоном, а с видеокамерой — но разве ж я знал, что такое увижу!.. Тем временем перевод продолжается:
— И мне как раз было интересно проследить за реакцией всех героев. Всегда интереснее всего играть на основных эмоциях — а в случае же, когда твоими персонажами являются непосредственно эмоции, это тем более возведено в Абсолют. И вот у нас Страх сперва пытается сдержаться, но потом, конечно, увиденное взрывает ему мозг — и он выдаёт себя, показывая, сколь страшно ему смотреть кино подобного рода.
Райли и эмоции смотрят ужастик «Туфли рока»
Настало время последнего вопроса. У меня есть выбор: спросить про российский дубляж или про социальное неравенство? В первом случае пришлось бы уточнять, что озвучивать героев мультфильма приглашены совсем не детские персонажи нашего шоу-бизнеса: певица, не скрывающая в песнях своих желаний, скандалистка-оппозиционерка с подыгрывающим ей супругом и два довольно специфических артиста, один из которых некогда сыграл в самом, возможно, безобразном отечественном фильме, а другой недавно «поймал волну» в весьма противоречивом образе. Короче, тот ещё составчик; будь моя воля, я бы этих людей и близко к детскому кино не подпускал… С другой стороны, я же сам посчитал «Головоломку» произведением, рассчитанным в первую очередь на взрослую аудиторию; так что, получается, всё очень даже сходится.
К слову, единственный абсолютно «чистый» человек в этом ансамбле — Олеся Железняк, которую необходимо отметить даже не за собственную биографию, а просто потому, что её работа здесь — на грани фантастики. Она озвучивает Печаль («Печаль девать некуда, я узнавала», — как скрепя сердце уточняет Радость), и это выдающийся пример идеального попадания в образ. Когда она вздыхает о безысходности мирового бытия, в очередной раз понимаешь, какого уровня комедийную актрису потерял сослепу наш кинематограф!..
В общем, моя чаша весов склоняется в пользу «социалки». Притом, что мультфильмы «Пиксар», как правило, имеют универсальный, всеми понятный сюжет, но всё-таки отдельные его детали в разных странах могут восприниматься по-разному. В «Головоломке» полно таких примеров, но самый выпуклый связан с завязкой. Героиня переезжает из самого холодного и по многим показателям провинциального штата в прекрасную Калифорнию, в один из лучших, как мы часто это видим в кино, городов на планете. Но ей не по душе как сама идея этого переезда, так и новая двухэтажная квартира с собственным выходом на улицу; считай, целый дом — а она ещё брезгливо морщится!.. А ведь очень многие дети со всего света были бы на её месте просто счастливы… Нет ли тут какого-то противоречия?
Пит вновь усмехается. Ему ли понять, каково это — жить в двушке без собственного бассейна?..
У нас в «Пиксаре» есть некие общие ценности, которые разделяются и Джоном Лассетером, и всеми сотрудниками. Они присутствуют и в «Головоломке». Все эти базовые идеи (в нашем случае это собственно эмоции — Страх, Радость, Печаль) будут восприниматься одинаково в любой точке планеты, как нами, так и вами, и ровно точно так же — жителями Папуа — Новой Гвинеи. Но при этом очевидно, что некоторые частности, какие-то культурные особенности, в каждой стране будут свои. Так, например, в Японии считается, что есть сыр — это… ну, дурной тон, что ли, неподобающее занятие. Но в других странах ведь все спокойно его едят и даже не задумываются над этим!.. Подобные мелкие отличия мы можем найти везде, от страны к стране. Но базовые ценности, повторюсь, всё равно остаются универсальными.Как заранее очевиден итог самого мультфильма (печаль необходима, без светлой грусти никак), так закономерно и наше расставание. Но перед тем как пожать руки, я прошу у Пита Доктера автограф на память. И когда вижу, что он рисует, тихо благодарю судьбу, заставившую меня забыть диск с «Корпорацией монстров»: там бы дело ограничилось просто росчерком, а тут!..
Режиссёр «Головоломки» дарит мне свою Радость… Ох, в благодарность за это придётся вычеркнуть всё плохое, что мне нашёптывал Гнев об этом мультфильме. Радость, только Радость — ну, может, в дружеской связке с Печалью.