Полиция задержала в среду мужчину, который установил пиратскую копию операционной системы Windows в офисе компании в Москве, сообщило РИА Новости.
Помимо ОС Windows 7 Ultimate мужчина установил Microsoft Office 2007 и программы для строительного проектирования ArchiCAD, «Профстрой» и «Компас 3D». Сумма общего ущерба правообладателям составила более миллиона рублей.
Cледователи возбудили уголовное дело по статье 146 УК о нарушении авторских и смежных прав и по статье об использовании вредоносных компьютерных программ.
Скачал, установил — в тюрьму
Сам факт, что о таком, мягко говоря, не самом общественно опасном преступлении специально сообщает одно из ведущих новостных агентств, говорит о некой «экзотичности» подобных случаев, сообщил «Ридусу» председатель центрального правления Межрегиональной общественной организации «Мое право» Михаил Аншаков.
«В России нелицензионное ПО стоит, быть может, у каждого второго пользователя, хотя постепенно процент пиратского софта снижается. Чисто теоретически полиция может провести рейд по любому многоквартирному дому и привлечь к ответственности владельцев компьютеров через одного. Поэтому, когда происходит подобное задержание, невольно возникает вопрос: почему правоохранители „привязались“ конкретно к этому человеку? Нет ли здесь каких-то коррупционных или политических мотивов?» — говорит он.
Сама по себе статья о нарушении авторских прав очень размытая, что дает правоохранителям и судам трактовать степень тяжести правонарушения в весьма широком диапазоне. Максимальное наказание по 146-й статье — шесть лет лишения свободы при условии, что сумма ущерба превышает 250 тысяч рублей.
Свобода права vs право на свободу
В таких ситуациях вообще очень выпукло проявляется конфликт между борцами за свободу интернета и авторскими правами, потому что у обеих сторон есть основания отстаивать именно свою позицию, подчеркивает Аншаков.
«Поэтому само законодательство должно быть сформулировано так, чтобы не допускать возможности злоупотреблений со стороны правоохранительных органов. Эти же статьи УК сформулированы довольно неряшливо — у законодателей явно не хватило узкоспециальных знаний в этой сфере, когда они писали данные статьи. Владелец пиратского ПО ведь никого не убил, не изнасиловал, не ограбил — применять к нему меры уголовного наказания, на мой взгляд, — это стрелять из пушки по воробьям», — говорит общественник.
В конце концов, владелец компьютера может элементарно не разбираться в том, что ПО бывает лицензионное и пиратское, — что продали или посоветовали скачать, то и установил и скачал. Конечно, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение — но в любом случае надо делать различие между нарушением сознательным и нарушением по небрежности, призывает Аншаков.
Пермский сельский учитель Александр Поносов стал своего рода «пионером» применения этой статьи, когда в 2007 году его оштрафовали на 5000 рублей за использование нелицензионного софта. Но уже в 2008-м суд второй инстанции оправдал учителя.