В Ярославле открылась выставка, посвященная истории развития велосипеда. Коллекция насчитывает порядка аутентичных 40 моделей, разного времени, демонстрирующих развитие велотехники. На установленных рядом экранах демонстрируется слайд-шоу из старых фотографий с велосипедами и велосипедистами. Все экспонатыснабжены пояснительными табличками, из которых можно узнать историю развития велосипеда, как средства передвижения и элемента культуры и быта.
А история у велосипеда была достаточно интересная, и отнюдь не такая короткая как представляется обывателям.
Оказывается, еще в конце XVII века французский математик Жак Озанам описывал идею коляски движимой силой человеческих мускулов. Неоднократно были попытки осуществить данную идею, но рабочая модель была создана только в 1817 году Карлом фон Дрезом, он назвал своё изобретение «Лауфмашина» (нем. Laufmaschine), позже её стали именовать по имени изобретателя «Дрезиной» (нем. Draisiene), или просто самокатом. На первой демонстрации дрезины в Мангейме Карл фон Дрез разогнался до 14,5 километров, что примерно равняется скорости резвой лошадиной рыси.
Первые педальные самокаты появились во Франции около 1867 года, и изготавливались в мастерской братьев Мишо. В народе они получили прозвание «костотрясы», чтобы оседлать их, было необходимо сначала разогнаться, пробежавшись, держа самокат за руль, и только потом перекидывать ногу через седло. Но самым важным нововведением Оливье и Пьера Мишо была стандартизация частей, что значительно облегчило процесс ремонта.
К 1870 годам появляются так называемые велосипеды-пауки, или «Пенни-Фартинги» (англ. Penny-Farthing или HighWheeler) cогромным передним колесом, которое позволяло набирать большую скорость, не замечать выбоины и корни деревьев, хотя и делало велосипед более травмоопасным. Такие велосипеды были достаточно дороги и немногочисленны, но это не помешало им стать символом эпохи. Позволить их себе могли, в основном аристократы. В это время появляются многочисленные велоклубы, в которые не допускались профессиональные спортсмены и пролетарии, которые могли иметь «несправедливое физическое преимущество».
В Российской империи первое велосипедное общество, по образу и подобию европейских появилось в 1884 году в Москве.
Спал этот велосипедный бум только к концу XIX века, когда велосипедов стало уже достаточно много и они потеряли своё очарование уникальной игрушки. С тех пор велосипеды становятся настоящими рабочими лошадками, они используются полицейскими, почтальонами, курьерами, многими другими муниципальными служащими, были даже складные модели, предназначенные для военных.
В наше время существует большой ассортимент велотехники, и классификация не заканчивается на мужских и женских, детских и подростковых. Существует огромное количество различных спортивных и неспортивных вариаций велосипедов. Для современного человека велосипед стал абсолютно обыденным предметом, и от того его история становится еще интереснее.