Ядерная война на Корейском полуострове может начаться в любой момент, — об этом в понедельник заявил заместитель постоянного представителя КНДР при ООН Ким Ин Рён. По словам дипломата, Пхеньян готов «принять контрмеры» против любых агрессивных действий США.
Что же происходит сегодня в мире, почему так резко возрос градус военной напряженности вокруг Северной Кореи и не только, откуда «растут ноги» последних событий, и насколько сложившаяся ситуация реально опасна для всех нас?
Сплошные вопросы
Прошло уже довольно много времени после удара крылатыми ракетами «Томагавк» по сирийской военной базе Шайрат. А мировая общественность и СМИ продолжают обсуждать неразрешимые вопросы: куда делись 36 ракет из 59 запущенных с двух эсминцев класса УРО «Орли Берк» и «Росс», бороздящих восточные воды Средиземного моря. Не менее интересно и то, зачем американским адмиралам нужно было отправлять к цели — аэродрому Шайрат целых 59 «Томагавков». Зачем потратили на это почти $100 млн., если для того, чтобы вывести его из строя, чего США практически так и не сделали, хватило бы от силы дюжины «Томагавков», а то и в два раза меньше?
Не менее интересно и то, зачем Пентагон бомбил самой большой в мире, весящей 9,5 тонн, и самой дорогой — стоимостью в $16 млн. фугасной «матерью всех бомб» (GBU-43B) афганский пещерный комплекс Тора-Бора («Черная пещера» на пушту), если для решения задачи хватило бы пять-шесть все тех же более дешевых «Томагавков». Ведь американские войска ранее уже проделывали нечто подобное и не раз.
Да и вообще, зачем было посылать к берегам Северной Кореи ударную многоцелевую авианосную группу во главе с атомным авианосцем «Карл Винсон», на палубе и в ангарах которого вмещается до 90 истребителей-штурмовиков F-18 и куча других летательных аппаратов, если ни один из них так и не поднялся в воздух? И, если США присутствием своего авианосца у берегов КНДР пытались напугать главу этой страны Ким Чен Ыра и заставить его изменить свой курс, направленный на обострение отношений не только с Соединенными Штатами, но и с их союзниками в Юго-Восточной Азии — Южной Кореей и Японией, почему Ким все-таки не испугался? Демонстративно провел торжественный и напыщенный парад в честь 105-й годовщины со дня рождения своего деда — основателя КНДР Ким Ир Сена и показал на нем новейшие баллистические ракеты? Как тактические, так и оперативно-тактические и даже стратегические, одна из которых, кстати, взорвалась сразу после старта во время испытательного пуска на второй день после этого парада.
© Wong Maye-E/ AP/TASSАмерика дает заднюю
Товарищ Ким словно посмеялся над президентом США мистером Трампом: мол, нам глубоко по барабану ваши страшился и пугалки, все ваши последние предупреждения и заявления о том, что «у Вашингтона кончилось стратегическое терпение». Хотите иметь дело с ракетно-ядерной державой КНДР, — попытайтесь?! Мы нанесем такой сокрушительный удар по вашему союзнику в Южной Корее и по вашим войскам там, а еще и по вашим городам на континенте, что мало не покажется! Нас не запугать! С трибуны парада было открыто заявлено, что «КНДР примет самые решительные контрмеры в ответ на любые провокации США».
Конечно, товарищ Ким и его окружение очень сильно блефуют. О чем им напомнил и вице-президент США Майкл Пенс, побывавший сразу после испытаний северокорейской ракеты в Демилитаризованной зоне, разделяющей две страны Корейского полуострова. Он, как передает ТАСС, заявил там, что «США решительно настроены на то, чтобы обеспечить безопасность на Корейском полуострове мирными средствами, путем переговоров. Тем не менее, рассматриваются все варианты действий, пока мы продолжаем стоять плечом к плечу с народом Южной Кореи за денуклеаризацию полуострова и долгосрочные процветание и свободу населения Южной Кореи». Кроме того, заместитель главы американской администрации заявил, что «союзнические обязательства Вашингтона перед Сеулом нерушимы».
© Wong Maye-E/AP/TASSВоенная мощь нищей державы
Но вряд ли эти слова образумят Ким Чен Ыра. Не приведут его к покорности Вашингтону и еще две ударные авианосные группы во главе в атомными авианосцами «Нимиц» и «Рональд Рейган», отправленные Пентагоном в поддержку «Карлу Винсону» к берегам Северной Кореи. Корабли направляются якобы для проведения учений с ВМС Южной Кореи, а на самом деле для усиления давления на Пхеньян, что перенес очередное испытание своего ядерного взрывного устройства с 15 апреля — Дня Солнца, годовщины рождения Ким Ир Сена, на 25 апреля — 85-ю годовщину со дня создания Корейской народной армии. Кстати, самой большой в мире — при численности населения Северной Кореи в 24 млн. человек в боевом строю там стоит 1,5 млн. и это, не считая 600 тысяч резервистов, а также 5,7 млн запасников, которых можно призвать на службу в случае войны.
Шоу должно продолжаться
Армия КНДР, имеющая на вооружении несколько десятков баллистических ракет меньшего, среднего и дальнего радиуса действия, а к ним то ли ядерные боеголовки, то ли ядерное взрывное устройство, — словом, серьезная неприятность, которая может обернуться большими бедами, как для населенных пунктов Южной Кореи, в том числе и ее многомиллионной столицы, так и для сорока с лишним тысячам американских войск, размещенных в Республике Корея. Станет рисковать своими солдатами президент Дональд Трамп при всей его экстравагантности? Вряд ли. И как дальше будет продолжаться шоу вокруг Пхеньяна?
Во время предвыборной компании представитель Республиканской партии Дональд Трамп выдвинул очень популярный лозунг — «Сделаем Америку опять великой». Эти слова сейчас вышиты на разноцветных, хотя и преимущественно красных, бейсболках и сувенирных майках, сделанных в Китае, которые продаются в магазинах-трейлерах на Эспланаде, которая ведет от монумента Джорджу Вашингтону к мавзолею Авраама Линкольна в столице Штатов. Бывший шоумен и строительный магнат, а ныне президент США Дональд Трамп, у которого масса внутриполитических проблем, изо всех сил старается продемонстрировать всему миру, что он — глава самой могущественной страны. И потому шоу с шестью десятком крылатых ракет, летящих во второстепенный сирийский аэродром Шайрат, где за два часа до удара о нем были предупреждены работающие там российские специалисты, а через них и сирийские летчики, которые спешно покинули взлетку вместе со своими боевыми самолетами, никого не должно вводить в заблуждение.
© Mark Schiefelbein/AP/TASSИз пушки по воробьям
Так много «Томагавков», где можно было обойтись полудюжиной, нужны были для того, чтобы все поняли — Америка с Трампом опять становится великой. Ей нипочем потратить сотню миллионов «баксов», чтобы разгромить десяток и без того покалеченных сирийских самолетов. Все должны знать, что Америка — великая страна, если она может сбросить на афганские скалы «матерь всех бомб», одну из пятнадцати находящихся на складах Пентагона. Что из того, что это стрельба из пушки по воробьям?! Главное, чтобы мир содрогнулся. Великая Америка это может. И информация о месячной давности испытании на полигоне в Неваде новой атомной бомбы свободного падения В-61−12, которая должна прийти на смену тем бомбам, что складированы на европейских арсеналах, тоже вброшена в свет для того же. Смотрите — Америка возрождает свою атомную мощь. Угрозы и увещевания Пхеньяна, три многоцелевых ударных авианосных группировки, посланных к берегам Северной Кореи — из того же ряда. Трепещи, товарищ Ким, или на тебя обрушится вся мощь американского флота.
Но товарищ Ким не боится. На воинственное шоу мистера Трампа он отвечает своим воинственным шоу — парадом боевой техники со стратегическими ракетами. Их испытанием. Обещанием, вопреки возмущению всего мира и куче запретительных резолюций Совета безопасности ООН, взорвать очередное ядерное устройство. То ли бомбу, то ли боеголовку к тем самым ракетам, которые в День Солнца прошли по центральной площади Пхеньяна.
Шоу против Шоу. Курки взведены. Кто первый из двух государственных лидеров решится на применение силы в этой дуэли? Мир замер в тревожном ожидании. Чует сердце, ничем хорошим это противостояние не закончится. Даже для тех, кто в нем не участвует и более того — никакого отношения к двум дуэлянтам не имеет.
Автор — военный обозреватель, полковник в отставке. Специально для «Ридуса».