Семьдесят лет назад Ялта стала символом умения находить общий язык. Лидеры антигитлеровской коалиции сумели сесть за стол переговоров и пойти друг другу на уступки в различных важных вопросах. Не прошло и ста лет, как Таврида, по сути, попала в международную изоляцию, причём — из-за одного из основных ялтинских решений — права народов на самоопределение. Актуальность уроков встречи тройки и стала одним из главных вопросов, обсуждаемых в международной конференции «Ялта 1945: прошлое, настоящее, будущее»,
За 104 года своего существования небольшой и уютный Белый Ливадийский дворец успел побывать императорской резиденцией, музеем царского быта, крестьянским санаторием, военным госпиталем и даже санаторным комбинатом противотуберкулёзного профиля. Сегодня же в нём уживаются, казалось бы, и вовсе несовместимые вещи из двух разных эпох: второй этаж здания рассказывает о последней императорской семье. Первый — буквально дышит военным временем: кабинет Рузвельта, портрет Сталина, восковые фигуры лидеров антигитлеровской коалиции, документы, фотографии.
Обстановка на конференции оказалась весьма похожей на события семидесятилетней давности. Согласно официальной статистики, во встрече тройки принимало участие около двух тысяч человек: делегаты, гости, сопровождающие, охрана, обслуга. Спустя семьдесят лет Ливадийский дворец приютил под своими сводами более 130 ученых, политиков, экспертов и общественных деятелей из 23 стран мира. Вместе с журналистами общее число участников превысило 800 человек.
«Когда мы организовывали конференцию, были в ужасе от того, что нас все спрашивали — а кто к вам поедет? Ведь события на Донбассе с каждым днем становятся все жестче. Внешнеполитические ведомства европейских стран без стеснения рекомендуют академическим профессорам не ездить в Крым. В итоге, когда собрались эксперты из 23 стран, среди которых были и Италия, Великобритания, страны Восточной Европы, — это стало залогом того, что состоялось действительно серьезное обсуждение», — отметил гендиректор Фонда исторической перспективы Владимир Романов.
За два дня до конференции на сайте МИД Франции появилось сообщение, что правительство не рекомендует посещать французам Крым. Тем не менее, я приехал, потому что я европеец, а Крым — европейская территория. Кстати, хоть это и не по теме встречи, но хочу отметить, что 75% французов за то, чтобы передать «Мистрали» России в срок, — разъяснил свою позицию почётный профессор «Коллеж де Франс» Франсуа-Ксавье Кокен.Впрочем, всё это — лирика. Какие же уроки ялтинской конференции актуальны и на сегодняшний день?
По сравнению с 1945, в XXI веке мир сильно изменился. Появились новые мощные игроки на политической арене, пятимилионных армий никто больше не держит, ядерное оружие же и вовсе изменило соотношение сил. Тем не менее, в течение полувека паритет, достигнутый в Ливадийском дворце, работал, как и инструмент для решения различных проблем, созданный всё в той же Ялте — ООН. Лишь с развалом СССР мир из биполярного превратился в однополярный, столь удобный для Вашингтона, и некоторые политики завели ревизионистские речи.
Ялтинские соглашения стали такими же несправедливыми, как Мюнхенские и пакт Молотова-Риббентропа. Опять во время переговоров великих держав свобода маленьких стран была предметом торга. Но эта попытка пожертвовать свободой ради стабильности привела к тому, что континент оказался разделен и нестабилен. Это пленение миллионов людей в Центральной и Восточной Европе будет вспоминаться как одно из величайших преступлений истории… Когда вы объединились в протесте и империя распалась, легитимность Ялты была наконец-то похоронена — раз и навсегда…, — фрагмент речи Джорджа Буша-младшего в Риге, 2005 год.Какими же «преступными» ялтинскими решениями, актуальными и поныне, недовольны наши стратегические партнёры?
Право народов на самоопределение, сформулированное в Тавриде, вызвало самое горячее обсуждение. Краткий смысл дискуссии на эту тему — общее недоумение участников конференции латинской поговоркой о быке и Юпитере, которую так любит применять к себе США, заменяя главу римского пантеона на Вашингтон. Крым с Донбассом — как раз один из таких примеров. Так всенародный референдум о самоопределении превращается в захват власти под дулами автоматов. Приятно, что участники конференции из-за рубежа, а это — образованные люди: профессоры, политологи, депутаты европарламента, данную точку зрения не разделают.
Путин способствует праву народов на самоопределение, которое было сформулировано в Ялте 70 лет назад. Крым присоединился к России после демократического референдума — это — то самое самоопределение народа. Присоединение Крыма — это не аннексия, а освобождение, — заявил в Ялте почётный профессор «Коллеж де Франс» Франсуа-Ксавье Кокен.То же самое касается и оправдания нацизма, уничтожить последние следы которого договорились в Ливадии Сталин, Рузвельт и Черчилль. Альтернативная история украинских политиков понимания у участников нынешней ялтинской конференции понимания не нашла.
В Германии они сделали всё для того, чтобы исказить историю, и говорят, например, сегодня, что главный вклад в освобождение от фашизма принесла Польша и украинцы,— отметил в выступлении председатель Общества по защите гражданских прав и достоинства человека Карл-Хайнц Вендт.«Польский народ понес огромные потери. От рук украинских националистов ОУН и УПА погибло, по разным оценкам, от 120 до 200 тысяч человек. Те, кто сейчас является сторонниками этих идей, говорят, что ОУН и УПА не была осуждены после Второй мировой, поэтому имеют право с политической сцены пропагандировать подобную идеологию, а это недопустимо»,— сказал заведующий библиотекой Лодзинского университета Адам Смех.
Изначально Рузвельт задумал ООН, как американский инструмент для проведения нужной Вашингтону политики. В ходе ялтинской встречи ему пришлось идти на многочисленные уступки. Так, например, Украина и Белоруссия получили отдельные места в Ассамблее. В течение полувека эта организация со скрипом, но работала, способствовав решению Карибского кризиса, Корейской войны и многих других проблем. С развалом СССР Организация Объединённых Наций экспортёрам демократии стала, вроде как, и не нужна. Ассамблея частенько протестует против различных решений Вашингтона, вот только всё чаще и чаще американцы на эти протесты, как говорится, забивают болт.
Сегодня происходит деградация хартии Организации Объединённых Наций. Вот, например, лихорадку Эбола признали угрозой международной безопасности. При этом в седьмой главе чётко прописано, что угрозой безопасности может быть только война, когда одной государство нападет на другое, — заявил профессор Сорбонны и Кембриджского университета Джон ЛоклендО военных операциях в обход решения ООН говорил и председатель правления ФоРГО Константин Костин. Руководитель Института демократии и сотрудничества Наталья Нарочницкая отметила, что одно из главных проявлений настойчивого желания Вашингтона не допустить на мировой арене появления сопоставимого с США игрока — это глобализм. «Франция соревнуется с Англией, кто из них лояльнее США. А Россия в этой ситуации оказалась изгоем. Надо вернуться к итогам Ялты-1945, которая гарантировала равенство всех игроков», — высказал свою точку зрения британский политолог Ричард Саква.
Готовность к компромиссам и диалогу — вот то, что по мнению большинства участников конференции сегодня необходимо больше всего. Наталья Нарочницкая заметила, что текущая обстановка всё больше напоминает ситуацию перед Второй Мировой войной, такое же отсутствие взаимопонимания. «Сегодня мы видим, что мир мало изменился. Им движут преемственные геополитические интересы», — сказала она.
Часть участников конференции считает, что Ялта 2.0 всё ещё возможна. В частности, потому что меняется отношение и к России.
У нас уже довольно много тех, кто не идет в этом мейнстриме огульного обвинения России во всех грехах. Примерно 140−150 депутатов из 750 сегодня голосуют против резолюций по Украине. — отметила депутат Европейского парламента от Латвии Татьяна Жданок.Впрочем, есть и более мрачные прогнозы. Глава думского Комитета по образованию Вячеслав Никонов напомнил, что Нобелевский комитет ведет отсчет угрозы ядерной войны, и на символических часах уже без трёх минут полночь. Джон Локленд же заявил, что комментаторы из Евросоюза и США всё чаще в своих заявлениях склоняются к тому, что единственный выход из нынешней геополитической ситуации — это война, а Россия — и вовсе идеологический враг, как в прошлом. Хотелось бы, чтоб мировым лидерам не понадобилась ядерная зима в качестве причины для новой Ялты.