Экономика

«Яндекс» начал заглядывать в кошельки россиян

1 23013

«Яндекс» совместно с двумя крупными бюро кредитных историй (БКИ) предложил банкам новую услугу оценки кредитоспособности заемщика по тысяче показателей, собранных с помощью мобильных и интернет-сервисов.

Партнерами компании выступили Объединенное кредитное бюро (ОКБ) и «Эквифакс», которые по запросу банков присваивают потенциальным заемщикам так называемый скоринговый балл. Ориентируясь этот балл банки принимают решение об одобрении, либо отклонении заявки на кредит. Участие «Яндекса» призвано сделать так, чтобы скоринговый балл точнее отражал способность заемщика расплатиться с банком.

Совместный проект «Яндекса» и ОКБ называется «Интернет-скоринг бюро», следует из презентации ОКБ. Для оценки платежеспособности заемщиков партнеры «смешивают» скоринг, пояснил РБК гендиректор бюро Артур Александрович. Он добавил, что ОКБ и «Яндекс» не имеют доступа к данным друг друга.

Если бюро кредитных историй располагает данными о кредитах и платежах человека, а также его кредитной нагрузке, то «Яндекс» хранит статистические данные о своих пользователях, как утверждается, в агрегированном и обезличенном виде. Скоринг проводится «на основе аналитических признаков «Яндекса», и далее эта оценка добавляется к скоринговой оценке БКИ, а общий балл представляется в банк. Идентификация пользователя проводится по номеру телефона и адресу электронной почты.

«Обезличенные данные обрабатываются алгоритмами автоматически и находятся исключительно в закрытом контуре "Яндекса". В аналитических моделях используется более 1 тысячи разноплановых факторов. По итогам анализа партнер получает только одно число — результат оценки», — пояснил журналистам представитель «Яндекса».

По мнению управляющего партнера юридической компании «Кочерин и партнеры» Владислава Кочерина использование банками обезличенных данных в скоринге не противоречит закону, но не страхует компании от исков и репутационного риска. «Если гражданину отказали в кредите, потому что он часто ищет в поисковике "Яндекса" бары, клиент может это посчитать поводом для иска», — отметил юрист.

Напомним, о том что компания «Яндекс» нашла способ определения рода занятости и дохода своих пользователей, стало известно в июле 2019 года из описания нового патента компании, опубликованного «Роспатентом». Согласно описанию технологии, «Яндекс» научился собирать информацию с сенсоров мобильных устройств: GPS-модулей, камер и микрофонов. Также будет учитываться, какими приложениями пользуется владелец устройства.

Данные о пользователях могут собираться в мобильных сервисах: «Яндекс.Такси», «Яндекс.Карты», «Яндекс.Почта», «Яндекс.Поиск», «Яндекс.Деньги», а также Google. Карты, Gmail и Uber. В патенте описаны примеры того, как технология определяет специальность пользователя. Так, микрофоны могут распознать шум стройки, из чего будет сделан вывод, что владелец устройства — строитель. Как именно технология определяет доход пользователей, не сообщалось.

Ранее «Ридус» рассказывал о том, как одно из крупнейших на российском рынке бюро кредитных историй «Эквифакс» разработало новую методику оценки заемщиков, которая включает в себя данные из кредитных историй их родственников.