Южные Курилы являются исконной территорий Японии, и только определив принадлежность всех четырех спорных островов, японское правительство готово подписать мирный договор с Россией, заявил премьер-министр страны Синдзо Абэ в понедельник в ходе дебатов в бюджетной комиссии нижней палаты парламента, которые транслировались по национальному телевидению. Он также добавил, что этот территориальный спор включает в себя не только сами острова, но и их акваторию. «Мы последовательно придерживаемся на переговорах с Россией единой позиции, и в ней не было изменений», — цитирует слова премьера ТАСС.
Ранее в прессе появилась информация о том, что Токио готов получить в обмен на мирный договор с Россией лишь два острова — Шикотан и Хабомаи, обозначенные в советско-японской декларации 1956 года, хотя в дальнейшем не станет отказываться и от претензий на Кунашир и Итуруп. Ее оперативно опроверг японский МИД.
Синдзо Абэ также подчеркнул свое намерение и дальше вести упорные переговоры с Россией с целью решения проблемы принадлежности Курильских островов и заключения мирного договора. Ожидается, что данный вопрос будет ключевой темой обсуждения в ходе официального визита в Японию президента РФ Владимира Путина, намеченного на 15 декабря 2016 года. Но после свежих заявлений японских властей возможность такого решения, которая и раньше представлялась сомнительной, кажется еще более маловероятной.
Gремьер-министр Японии Синдзо Абэ
Более полувека Южные Курилы маячат грозным призраком на пути дипломатических отношений двух государств, но всерьез обсуждать эту проблему их руководство не решалось. Болезненная тема ожила в мае после встречи в Сочи Владимира Путина и Синдзо Абэ. Японский премьер заявил о том, что предложил российскому президенту новый подход к «территориальному вопросу» и пришел с ним к согласию.
«Синдзо Абэ хочет войти в историю как премьер-министр — значимый реформатор, — пояснил „Ридусу“ научный сотрудник аналитического центра Института международных исследований МГИМО Леонид Гусев. — Например, он собирается изменить Конституцию Японии в том смысле, чтобы разрешить ей иметь полноценную армию». В эту же парадигму, по мнению эксперта, укладывается и намерение премьера добиться возврата Курильских островов или хотя бы сдвинуть этот вопрос с метровой точки, чтобы войти в историю как человек, который способствовал созданию нового, более мощного японского государства.
Правда, уже после майской встречи Путин подчеркнул, что речи о передаче островов не идет, и вообще, «Россия территориями не торгует», и недавно повторил эту мысль в интервью Bloomberg. Тем не менее в начале сентября на Восточном экономическом форуме обе стороны вновь подтвердили свою решимость проложить, наконец, дорогу к мирному договору, отсутствие которого японский лидер назвал ненормальной ситуацией. Эксперты расценили эти «маневры» как готовность искать компромиссный вариант. Что же пошло не так?
Судя по всему, в самой Японии далеко не все разделяют стремления Синдзо Абэ. «МИД Японии торпедировал ситуацию, заявив о том, что никакие варианты 1956 года рассматривать не готов, и тем самым Синдзо Абэ просто подставил, потому что понятно, что не компромиссный вариант по островам невозможен, а пути к компромиссному варианту японским МИД были, я думаю, вполне осознанно сорваны», — рассуждает доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш.
Не обошлось, по мнению эксперта, и без влияния США, которым отнюдь не по душе сближение России и Японии. «Две встречи на высшем уровне уже прошли, еще две состоятся до конца года, — напоминает он. — И понятно, что Россия и Япония выходят на какие-то соглашения. И понятно, что здесь первые интересанты торпедировать эти соглашения — это Соединенные Штаты, по той простой причине, что Япония явным образом выходит из-под контроля. И получается не только российский прорыв, но и разрушение потенциальной антикитайской коалиции».
Неудивительно, что США через свои каналы внутри японского политического истеблишмента будет пытаться на Синдзо Абэ давить настолько, насколько будет возможно, с тем, чтобы никакие прорывы в отношениях Японии с Россией не состоялись. И сделать это через территориальные споры удобнее всего, потому что чисто экономический прорыв без политических договоренностей вряд ли будет, полагает эксперт.
Впрочем, это не означает полной заморозки начавшегося было потепления. Какие-то экономические договоренности все равно будут готовиться, считают эксперты. Но как в конечном счете завершится ситуация с Южными Курилами, сказать весьма трудно. На данном этапе она остается в прежнем состоянии. Очевидно, что никаких уступок со стороны России, тем более односторонних, не будет, передачи островов ждать не стоит, и российская сторона все так же будет предлагать широкое экономическое сотрудничество на островах, но не более того. Япония столь же очевидно продолжит настаивать на своем. И пока эксперты затрудняются сказать, есть ли в принципе хоть какое-то взаимоприемлемое решение этого сложного вопроса.