Япония предложила России организацию круизов по Хоккайдо, разведение морепродуктов и проведение дистанционных медицинских консультаций. Такой пакет был озвучен в ходе встречи замминистров иностранных дел Игоря Моргулова и Такэо Акибы в четверг, сообщает газета Yomiuri.
Также Япония предложила выращивать гребешков и морских ежей в акватории южных Курил. Проект по совместной деятельности в области здравоохранения предполагает создание платформы для дистанционного обследования и диагностики японскими врачами жителей южных Курил по Интернету.
Происходящие вокруг Южных Курил движения можно рассматривать как то, что Япония «додавила» Россию своей принципиальностью; а можно и как то, что Москва и Токио отошли от твердолобой «принципиальности» ради прагматических результатов, полагает эксперт ИМЭМО РАН Кристина Вода.
«До сих пор позиция Москвы была основана на соблюдении Декларации от 1956 года, которая гласила в общих словах: сперва — мирный договор, затем — возврат Японии двух островов. Япония же требовала все четыре острова гряды, не идя на половинчатые компромиссы. Нынешнее решение включить в зону совместного пользования все четыре острова, но под российской юрисдикцией, означает отход от принципов Декларации со стороны и Москвы, и Токио», — сказала она «Ридусу».
В результате четыре южнокурильских острова приобретают уникальный статус, которым не обладает ни одна другая территория РФ.
Это и не концессия в классическом смысле, потому что японцы не получают там полных прав собственности. Но это и не международная территория, потому что, кроме Японии и России, никакая третья страна не получает туда доступа или особых прав.
«Это особый юридический прецедент. Детали, видимо, появятся позже, поскольку в данное время есть ощущение, что они не согласованы еще и на самом верху», — предполагает эксперт.