Путешествия

Яркие гонки на паровозах на ярких фото

0 24602

Запущен первый регулярный маршрут с паровозом — от станции Бологое в Осташков. Надо съездить прокатиться как-нибудь.Но я вот вот что скажу — к чести РЖД, они уделяют достаточно большое внимание сохранению паровозного наследия. Казалось бы, такая обыденная мелочь, а приятно. Целая паровозная база в депо Подмосковная, и не только там.

Вот недавно в августе на день железнодорожника в Щербинке проводился первый за последние десятки лет конкурс машинистов паровоза. Думаю, что в связи с запуском вышеупомянутого поезда, самое время про это мероприятие вспомнить. В общем, полноценная «Формула-1» на рельсах.

Вообще, что ни говори, но паровозы — это действительно великолепно! У меня они вызывают какое-то неистовое восхищение. Помимо огня, воды, работы другого человека можно бесконечно смотреть на то, как едет паровоз: как свистит, крутит колёса, выпускает пар. Есть в этом что-то не только эстетическое, но и ностальгическое и мистическое.

© griphon. livejournal.com

Конкурс машинистов паровоза проходил в Щербинке на испытательном кольце. Как обычно, всё антуражно, здесь в этот день собрались разные колоритные персонажи.

© griphon. livejournal.com

Полноценного отчёта тут не будет. Так как конкурс проходил не без накладок. Во время одной из которых мне стало скучно, и я просто ушёл гулять по кольцу и ловить паровозы вдоль него. Так что, скорее, тут будут обрывочные впечатления.

© griphon. livejournal.com

Управлять паровозом действительно, даже, наверное, не мастерство, а целое искусство. В отличие от современных тепловозов и электровозов, где просто повернул рычаг и машина едет. Здесь нужно правильно растопить бак, правильно поддерживать давление, в нужный момент спускать тягу, чтобы не было прокручивания колёс, не допустить перенагрев котла, и много чего ещё.

Тысячи факторов, которые современные машины контролируют сами, а тут — на контроле бригады. Поэтому, чтобы разогнать паровоз до нужной скорости и поддерживать её — нужен не только профессионализм каждого из её членов, но и их чёткая и слаженная работа.

© griphon. livejournal.com

Бригада паровоза состоит обязательно из трёх человек — машиниста, помощника и кочегара.

© griphon. livejournal.com

В конкурсе участововало 6 команд из разных уголков России. Были представители Московской, Октябрьской (Санкт-Петербург), Северо-Кавказской, Южно-Уральской, Свердловской и Восточно-Сибирской железных дорог.

Первый этап был теоретическим — нужно было ответить на ряд каверзных вопросов на знание обустройства паровоза. Вопросы, вам скажу, реально жесть! Зачем нужна такая-то железяка, каким маслом нужно смазывать такую-то шестерёнку и т. д. Но пацаны, вроде, справились.

© griphon. livejournal.com

Следующий этап — проехать три круга на паровозах и остановиться чётко у конкретного знака. Если выдумаете, что остановить паровоз также легко, как и легковушку, то вы неправильно думаете. Для усложнения задачи к паровозам прицепили унылые совершенно неантуражные грузовые вагоны.

© griphon. livejournal.com

Команды соревновались попарно — два паровоза на параллельных путях — настоящие гонки! Когда ещё такое увидишь. Вспомнился фильм «Край».

© griphon. livejournal.com

Организаторы предусмотрели тот момент, что внутреннее кольцо в силу геометрии короче внешнего. И чтобы конкурсанты были в равных условиях, поставили на внутреннем пути паровоз чуть дальше, метров так на 100. Что меня удивило, так как расстояние должно бы было быть равно расстоянию между рельсами, умноженное на пи. Что явно меньше 100 м. Ну да ладно.

© griphon. livejournal.com

В общем, в какой-то момент один из паровозов немножко сломался, и конкурс приостановили. Я пошёл гулять вдоль кольца, надеясь сделать удачных кадр гоняющихся паровозов где-нибудь на перегоне, где никто не мешает. Что, в конце концов и получилось (см. заглавное фото).

Но результатов конкурса я так и не узнал, да и не особо важны они. Ведь, главное же, не победа, а участие, как известно! А в нашем случае вообще важно, что такое крутое мероприятие проводится!

© griphon. livejournal.com

Паровозы перестали выпускать в середине 50-х годов. Ходили на линии они до 1973 года, после чего последние из них были списаны. Казалось бы, давно ушедшая эпоха, которую мы вспоминаем теперь только по фильмам и книгам.

В наш век «сапсанов» и «тесл» эти чугунные монстры вспоминаются каким-то древним анахронизмом. Но, несмотря на это, немало железнодорожников идут учиться именно на паровоз! Это сложнее, муторнее, менее перспективно. Но их это не останавливает.

© griphon. livejournal.com

Вернувшись к зданию ВНИИЖТ, я лишь застал упаковывание паровозов в парк. Тоже приятное зрелище, что скажешь.

© griphon. livejournal.com

Порой кажется, что они реально живые! Гудят, пыхтят, чихают. Каждый требует индивидуального подхода к себе.

© griphon. livejournal.com

Если вам, вдруг, всё же, важно, кто победил — нашёл статью в «Гудке», про то, что выиграли конкурс северо-кавказцы. Поздравляю их запоздало.

© griphon. livejournal.com

Видео

РЖД часто (и справедливо) ругают за варварское отношение к старине, к историческим вокзалам. Действительно, такая проблема есть. Но вот за столь чуткую заботу о паровозиках их всяко стоит поблагодарить. Давайте выпьем за развитие паровозного движения в России!

© griphon. livejournal.com