Не успел сложить свои величавые крылья «Золотой орёл», как в наградной сезон вошла богиня «Ника», тоже, кстати, крылатая. Первая из двух российских Киноакадемий объявила свой так называемый «длинный список», включающий вообще все картины, чьи создатели видят себя лауреатами кинопремии.
Ранее Киноридус уже подробно анализировал потенциальных претендентов на «Золотого орла» — список, дающий неплохую пищу для размышлений. О многом говорит и сегодняшний документ от «Ники». Но ещё больший вес имеют эти списки в сопоставлении — которое, по существу, начисто снимает все споры о том, что две премии дублируют друг друга. Вот вроде бы одно и тоже кино — а сколько поразительных нюансов!
Дело в том, что «Золотой орёл» даже первую выборку из общего массива доверяет экспертам. Можно долго рассуждать насчёт того, «куплена» эта премия или нет, но в любом случае даже за самыми спорными её решениями видна попытка придать им хоть какой-то вид объективности (что, в частности, показала и последняя церемония).
«Длинный список» «Ники» выстраивается совершенно иначе. Его создают уже сами авторы фильмов, посылая в адрес Российской Академии кинематографических искусств заявку с перечислением номинаций, в которых они чувствуют свою силу, свою конкурентоспособность. Но строгому предупреждению — «Убедительно просим Вас при выдвижении фильмов на соискание Национальной кинематографической премии „НИКА“ руководствоваться самыми строгими критериями» — следуют далеко не все. И потому один даже взгляд на эти заявки позволяет лучше понять и то, кем числят себя наши «творцы», и то, насколько мечтательно-желаемое расходится с суровой действительностью.
Сопоставление этих двух списков не просто позволяет нам судить о ситуации в российском кино наиболее полно, но даёт внимательному исследователю понимание главного: того, как сильно амбиции отечественных кинематографистов отличаются от их реального веса.
Вот для начала ярчайший пример: неудачная в художественном плане «Василиса» получила от экспертов «Золотого орла» единственную номинацию — да и та, по сути, была вынужденной, натянутой. Однако сами создатели фильма себя неудачниками не считают — гордо представляя своё детище на «Нику» … целых 15 раз! Разошлась «Василиса», заявила о себе почти во всех категориях, упустив только «Открытие года» — хотя и туда могли бы запихнуть, допустим, какого-нибудь крестьянина или француза!..
Но самым идеальным произведением прошлого года (с точки зрения, опять же, его авторов) оказался «Белый ягель» — всем прекрасен, во всех тринадцати номинациях!
Не стеснён в самомнении и Станислав Говорухин, широко расписавший для «Ники» аж три фильма своей студии. Его личный «Weekend» и спродюсированная им «Тайна тёмной комнаты» столь великолепны, что не нашли у себя только «лучшую актрису» (Юлию Пересильд всё-таки справедливо отправилась на «второй план»); не сильно отстаёт и «Дневник мамы первоклассника» с той же Ходченковой.
Впрочем, следует отметить, что в этом плане на руку киношникам играет уже упомянутая и отсутствующая у «Орла» категория «Открытие года»: таким фильмам как, например, «Испытание» и «Как меня зовут» она прибавила по три условных балла, позволив просто продублировать три новых для нашего экрана имени.
Однако подлинным чемпионом предварительного забега стала лента Сергея Ольденбурга-Свинцова «Секс, кофе, сигареты», разошедшаяся аж на 16 пунктов и обойдя таким образом «Солнечный удар», который даже будучи на родной, «орлиной» территории позволил себе лишь 15 упоминаний. Российский «привет Джармушу» велик в первую очередь актёрскими работами: три выдвижения на «лучшую мужскую роль» (включая Жерара Депардье, как без него!), три — на «лучшую женскую», три — на «мужскую второго плана», но всего одна — за аналогичную женскую!.. Уфф!.. Подобная роскошь ошеломляет настолько, что хочется теперь даже самому этот фильм посмотреть, составить, так сказать, о нём собственное мнение.
Да, надо ли разъяснять, почему сам «Солнечный удар» обогнул «Нику» стороной?.. Наверное, нет (ну, если есть у Михалкова своя премия — зачем ему чужая?..) Освободившееся место предсказуемо занял фильм не дружившего с Михалковым Алексея Германа «Трудно быть богом», который, как думалось, и должен был стать фаворитом новой премиальной гонки, но довольствовался «несолидными» для такой глыбы 11 пунктами.
Образцом скромности в свою очередь может служить «Комбинат «Надежда» Натальи Мещаниновой, который в недавно обнародованных номинациях «Белого слона» держится наравне с «Трудно быть богом», а тут заявил о себе только три раза: режиссура, сценарий, открытие — хотя можно было бы отметить и актёров, и оператора со звуковиком. Но вот что значат «самые строгие критерии» в действии! Явно поскромничали и «Тайны четырёх принцесс», выдвинутые только за музыку легендарного Геннадия Гладкова, хотя там есть и декорации, и костюмы: герой-то — портняжка. А вот единственная номинация — но за «лучший фильм»! — «Смайлика» видится чей-то явной оплошностью.
Примечательно и замечательно, конечно, то, что единственной картиной, чьё самовыдвижение полностью, один в один, совпало с мнением экспертов, стал «Левиафан» с 12 пунктами в обоих списках (различие лишь в том, что «Ника» не присуждается за лучший монтаж, зато здесь добавились костюмы). Твёрдо на своём месте осталась и «Звезда»: как делила раньше вторую строчку условного пьедестала, так делит её и сейчас.
«Всеядность» «Ники» сказалась, естественно, и на увеличении общего количества выдвинутых на соискание премии фильмов: их 54 против 45 на «Орле». При этом главный приз собираются оспаривать 38 номинантов (против 28), награду за режиссуру — 36 человек (против 26), в актёрских категориях (не считая «Открытия») в общей сложности заявлено 143 имени (против 82) Персональный рекорд установил композитор Алексей Айги, музыка которого звучит в четырёх номинированных картинах: «Дубровский», «Испытание», «Последнее лето» и «Шагал — Малевич».
В числе заметных «новичков» списка наряду с «Трудно быть богом» можно назвать фестивальные ленты «Без кожи» и «Белая белая ночь», рассчитанные на широкого зрителя «Ёлки 1914» (заменившие заявленную на «Орла» третью часть) и «Всё и сразу». Региональную квоту — вместо таких интересных, безусловно, фильмов как «Булаг. Святой источник» и «Курбан-Роман: История жертвоприношения» — заняли «Талын наадан (Степные игры)» Баира Дышенова, снятые на студии «Буряткино». Отдельно стоит порадоваться за то, что на «Нике» существенно возросла доля детского кино — к уже упомянутым ранее картинам добавим еще «Путёвку в жизнь» и «Семицветика».
Потери на этом фоне выглядят совсем незначительными. «Ника», думается, переживёт отсутствие «Стартапа», «Беглецов» и «Кухни в Париже», а уж тем более ленты «Скорый «Москва — Россия» (в длинном списке «Орла» отметившейся аж шесть раз). Хорошо принятые критикой «Пациенты» ещё только выйдут в российский прокат, а стало быть, наверняка появятся в лонг-листе следующего года. Единственная печаль в этом смысле связана с отсутствием фильма Ангелины Никоновой «Велкам хом» — но думается, что его создатели просто забыли обо всех премиях, так как одновременно являются и организаторами фестиваля «Завтра», который, нет никаких сомнений, и отнял у них все силы.
Но прочь слова — желающие теперь могут приступить к сопоставлению списков самостоятельно. Расставив фильмы по местам на основании количества их упоминаний, в скобках мы пометили положение каждой ленты в таблице «Золотого орла» (место / упоминания). Кому-то наверняка покажутся эти подсчёты «ерундой», но поверьте — на самом деле это очень даже забавно.
«Длинный список» фильмов, представленных на соискание премии «Ника»:
1. «Секс, кофе, сигареты» — 16 (не выдвигался)
2−5. «Василиса» — 15 (38−45 / 1)
2−5. «Звезда» — 15 (2−3 / 13)
2−5. «Испытание» — 15 (7−9 / 10)
2−5. «Тайна тёмной комнаты» — 15 (не выдвигался)
6. «Белый ягель» — 13 (14−17 / 6)
7−11. «Восьмёрка» — 12 (18−23 / 5)
7−11. «Дурак» — 12 (18−23 / 5)
7−11. «Как меня зовут» — 12 (25−33 / 3)
7−11. «Левиафан» — 12 (4−5 / 12)
7−11. «Weekend» — 12 (2−3 / 13)
12−15. «Братья Ч» — 11 (38−45 / 1)
12−15. «Вий» — 11 (24 / 4)
12−15. «Дневник мамы первоклассника» — 11 (не выдвигался)
12−15. «Трудно быть Богом» — 11 (самоотвод)
16−18. «Всё и сразу» — 10 (не выдвигался)
16−18. «Две женщины» — 10 (6 / 11)
16−18. «Сын» — 10 (25−33 / 3)
19−22. «Горько! 2» — 9 (14−17 / 6)
19−22. «Да и да» — 9 (7−9 / 10)
19−22. «9 дней и одно утро» — 9 (34−37 / 2)
19−22. «Дубровский» — 9 (11−13 / 7)
23−31. «Без кожи» — 8 (не выдвигался)
23−31. «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» — 8 (11−13 / 7)
23−31. «Берцы» — 8 (18−23 / 5)
23−31. «До свидания мама» — 8 (14−17 / 6)
23−31. «Ёлки 1914» — 8 (не выдвигался)
23−31. «Класс коррекции» — 8 (18−23 / 5)
23−31. «На дне» — 8 (34−37 / 2)
23−31. «Последнее лето» — 8 / (не выдвигался)
23−31. «Шагал — Малевич» — 8 (7−9 / 10)
32−35. «Белая белая ночь» — 7 (не выдвигался)
32−35. «22 минуты» — 7 (не выдвигался)
32−35. «Кино про Алексеева» — 7 (10 / 8)
32−35. «Талын наадан (Степные игры)» — 7 (не выдвигался)
36−37. «Путёвка в жизнь» — 6 (не выдвигался)
36−37. «Ещё один год» — 6 (38−45 / 1)
38. «Семицветик» — 5 (не выдвигался)
39−40. «Поддубный» — 4 (4−5 / 12)
39−40. «Я не вернусь» — 4 (11−13 / 7)
41−43. «Комбинат «Надежда» — 3 (не выдвигался)
41−43. «Цель вижу» — 3 (не выдвигался)
41−43. «Швейцар» — 3 (не выдвигался)
44−46. «Десятка» — 2 (не выдвигался)
44−46. «Полный вперёд!» — 2 (18−23 / 5)
44−46. «Ч/Б» — 2 (38−45 / 1)
47−54. «Авантюристы» — 1 (не выдвигался)
47−54. «Бесы» — 1 (не выдвигался; в телевизионных категориях выдвигались и победили другие «Бесы»)
47−54. «Грешник» — 1 (34−37 / 2)
47−54. «Зимы не будет» — 1 (не выдвигался)
47−54. «Лимузин» — 1 (не выдвигался)
47−54. «Смайлик» — 1 (не выдвигался)
47−54. «Тайна четырёх принцесс» — 1 (не выдвигался)
47−54. «Форт Росс: В поисках приключений» — 1 (не выдвигался)
Свой предварительный выбор академики должны будут сделать до 19-го февраля. В заключении просим заметить: тот грустный факт, что после первого этапа голосования номинанты и «Золотого орла», и «Ники» чаще всего действительно повторяются, отнюдь не свидетельствует о том, что выбирать у нас не из чего — смотрите сами, какое разнообразие выбора!.. Но почему же так случается — тема уже для отдельного размышления.