В октябре во время XIV Страновой конференции российских соотечественников в Армении посол России в Ереване Сергей Копыркин напомнил, что в настоящий момент отношения Армении и России с честью преодолевают испытания на прочность. По его словам, правительство России ценит позицию, которой россияне, находящиеся в Армении, придерживаются в последнее время, несмотря на довольно серьезную геополитическую ситуацию.
Российская сторона и дальше намерена поддерживать находящихся в Армении соотечественников, о чем в ходе той же конференции заявила заместитель руководителя представительства Русского дома Виктория Дерипаско. По ее словам, Россотрудничество уделяет пристальное внимание жизни россиян в Армении, проводя различные мероприятия по поддержке соотечественников.
Рост диаспоры и гуманитарные связи
Ереван, площадь Республики.
Подобное замечание выглядит весьма актуально, учитывая стремительный рост численности русской диаспоры в Армении, в том числе и за счет релокантов.
В том, что эта закавказская страна сегодня весьма тепло принимает россиян, бесспорно велика и заслуга России, влияние которой в Армении по-прежнему велико, несмотря на все геополитические перипетии.
На сегодняшний день это прежде всего сотрудничество в области экономики, а также по гуманитарным и образовательным направлениям, включая поддержание интереса к русскому языку в Армении, который в последнее время снова начал расти.
Что касается гуманитарной сферы, то, как рассказал Сергей Копыркин во время встречи с российскими журналистами, в Армении рассматривается возможность строительства четырех русских школ. Соответствующее решение ранее было принято на уровне президентов двух стран.
«Отмашка этому дана, приезжала делегация Министерства просвещения РФ с конкретными проектами, схожий опыт строительства русских школ имеется в Таджикистане», — отметил посол.Конкуренция
Посол РФ в Армении Сергей Копыркин.
С другой стороны, продвижение в сегодняшней Армении российского гуманитарного влияния, образования и языка становится с каждым днем все более трудной задачей. Причины трудностей заключаются в том, что помимо России эту стезю активно осваивают и представители других стран, формируя тем самым довольно жесткие конкурентные условия.
«Здесь очень щепетильно относятся к вопросам суверенитета и иностранного влияния, тем более Россия воспринимается здесь как главный партнер с учетом нашей экономической роли. Тем более что поколения меняются, и молодое поколение, в отличие от поколения, выросшего в СССР, ностальгии по старым временам не испытывает. И поэтому Запад для молодежи сейчас выглядит более привлекательно», — поясняет посол.По его словам, в Армении активно продвигается английский язык, над чем работают американцы и британцы (в лице Британского совета). При этом их ресурсные возможности зачастую существенно превосходят российские.
«В это вкладываются большие средства, прямо могу сказать, что наши финансовые возможности с их несопоставимы, и это приходится учитывать. Что делается с нашей стороны: это прежде всего открытие языковых курсов, оснащение учебной литературой. Но, опять-таки, все это очень дорогостоящие вещи, поэтому все это приходится делать поэтапно и с использованием самых разных каналов. То есть системы централизованного государственного обеспечения в этом отношении у нас, к сожалению, нет. То есть все упирается как в недостаток средств, так и в отсутствие четко отлаженного государственного механизма, который работал бы на проектной основе», — посетовал Сергей Копыркин, отвечая на вопрос «Ридуса» о конкуренции в образовательной сфере в Армении.По словам посла, Россотрудничество активно занимается этим вопросом, но оно одно не в состоянии решить все имеющиеся проблемы.
Запрос есть
Сегодня на улицах Еревана российских граждан можно встретить едва ли не чаще, чем местных жителей.
Несмотря на растущую конкуренцию со стороны западных стран, в Армении сохраняется интерес как к русскому языку, так и к российскому образованию, и этому в значительной степени способствует приток российских граждан в страну.
Это увеличивает потребность в обучении по российским стандартам с возможностью сдачи ЕГЭ и ОГЭ.
Существующий запрос и весьма благосклонное отношение армянской стороны к развитию русского образования в Армении не отменяет и наличествующих в стране жестких законодательных ограничений в сфере иностранного образования.
Так, по законам Армении исключительно иностранных школ, полностью без армянского компонента, в стране может быть не более четырех. Неменьшим препятствием является и стратегический курс официального Еревана на максимальную европеизацию системы образования.
Армянская школа, тестовая работа по русскому языку.
Впрочем, все это отнюдь не ставит крест на продвижении российского образования и русского языка в Армении. Русские школы присутствуют в местах компактного проживания граждан РФ, например в военных городках и при российских гуманитарных миссиях. При наличии свободных мест обучаться в них могут и армянские дети, правда, в отличие от российских, на платной основе.
Другим направлением продвижения российского образования в Армении являются частные учебные центры. Оказываемые ими образовательные услуги не нуждаются в соответствующем лицензировании. Здесь преподавание осуществляется по иным, отличным от армянских, стандартам. Учебные центры выдают аттестаты российского образца.
Типичная Армения.
Учитывая, что между Россией и Арменией существует соглашение о взаимном признании аттестатов, абитуриенты из Армении могут свободно поступать в российские вузы, и наоборот.
«Наш успех будет зависеть от нашей активности, умения создать соответствующую систему и способности обеспечить ее ресурсно. Все это решаемо, главное — чтобы были люди, которые были бы готовы все это финансировать и были заинтересованы в результате. Да и диаспора в России довольно мощная, и интерес у нее есть», — резюмирует Сергей Копыркин.Посол обращает внимание на то, что, несмотря на стремление к европеизации, армянская сторона всячески приветствует продолжающуюся сегодня российскую экспансию. И на это есть вполне веские причины.
«В этом году в стране чуть ли не 15-процентный экономический рост. Но, как говорят серьезные экономисты, системных причин для этого нет, то есть в значительной степени это следствие переезда в Армению большого числа россиян и роста торговли. То есть сложившаяся ситуация рассматривается как один из ключевых факторов экономического роста. Если вернуться к образованию, то многие вакансии русистов в стране были закрыты как раз с приездом россиян. Многие учителя нашли здесь работу», — говорит дипломат.Ситуация на местах
Средняя школа в городе Араке.
Все сказанное послом подтверждается и непосредственно на местах — в армянских школах, где проходит изучение русского языка, хотя и в статусе иностранного.
«Ридусу» удалось побеседовать с Александрой Мкртчан, завучем средней школы в отдаленном городе Араке, расположенном в непосредственной близости от иранской границы.
По ее словам, на сегодняшний день около 30% учеников неплохо владеют русским языком, при том что изучается он как иностранный (три-четыре часа в неделю). Степень познания определяется исключительно способностями ребят и их желанием.
При этом педагог констатирует наблюдающийся сегодня рост интереса к русскому языку.
«Был период десять-пятнадцать лет назад, когда интерес к английскому языку опережал интерес к русскому, сейчас все меняется. Если посмотреть на статистику абитуриентов, с каким иностранным языком они поступают в вузы, то можно увидеть, что все чаще они выбирают русский. Хотя раньше они выбирали исключительно английский или немецкий. Интерес к русскому определенно возрос», — рассказывает Александра Мкртчан.Она признает, что русский язык армянские школьники все еще выбирают не так часто, как английский, но при этом обращает внимание на явно нарастающий тренд.
Книжная полка в учительской.
Примечательно, что главной причиной преимущественного выбора английского языка в качестве иностранного ученики называют простоту его изучения.
«Надо признать, что английский как иностранный в части обучения легче русского, и на разговорном уровне и на уровне грамматики. Да и реклама английского как языка международного общения довольно сильна. Все это сказывается. Пока из абитуриентов при поступлении выбирают английский 20 ребят, а русский — пять-шесть», — говорит завуч.Меньше интерес к русскому по сравнению с такими странами, как Узбекистан, Таджикистан или Киргизия, армянские дети испытывают еще и потому, что если там в качестве «заграницы» понимается прежде всего Россия, то в Армении скорее США, где сосредоточена огромная армянская диаспора. Практически в каждой армянской семье есть родственник, проживающий где-то на Западе.
Русскому языку в армянских школах уделяется значительное внимание. Оформление кабинета русского языка в школе города Мегри.
И все же, несмотря на это, педагог по-прежнему обращает внимание на устойчивый тренд к расширению доли русского языка в выборе учеников. И одна из причин этого многим может показаться весьма неожиданной.
«Я вижу основу роста интереса к языку в соцсетях, ребята с детсадовского возраста смотрят русских блогеров. В итоге уже с ранних лет их русская речь поставлена и им проще усваивать материал. Еще детей с самого раннего возраста подталкивают к изучению русского языка мультфильмы. Моей дочке сейчас десять лет, и она выучилась русскому не у меня, а по русским мультфильмам, которых очень много на „Ютюбе“, и дети их очень любят. И самое интересное, что, обучаясь на мультиках, они уже говорят без акцента. Вот у меня есть акцент, а у них нет», — говорит Александра Мкртчан.В старшем возрасте мультики уступают место более практическим аспектам. Ребята постарше возрастом понимают перспективу русского языка как основы для дальнейшей профессиональной карьеры.
«У меня есть ребята в старших классах, которые выбрали будущую профессию айтишников, так вот я им говорю: учите русский, в этой профессии вы обязательно с ним столкнетесь, а не только с английским. И они это прекрасно понимают. Также на русском у нас учатся медики, экономисты, юристы. Большинство интернет- ресурсов, которыми им приходится пользоваться, все на русском, на армянском языке их не так много. Да и в социально-экономическом плане русский язык остается в приоритете», — резюмирует педагог.