В первой торговой войне с США, которую президент Дональд Трамп начал в 2018 году, Китай ослабил юань на 10%, чтобы поддержать своих экспортеров, после безуспешных жалоб во Всемирную торговую организацию и попыток торговых переговоров. Теперь аналитики беспокоятся, что в новом противостоянии с Вашингтоном Пекин прибегнет к старому проверенному средству и девальвирует юань, что может спровоцировать глобальную валютную войну.
Народный банк Китая сигнализирует о готовности к такому шагу. На прошлой неделе он установил свой ежедневный базовый курс на уровне выше 7,20 за доллар, психологически важный рубеж, который не нарушался с сентября 2023 года, даже несмотря на то, что доллар упал по отношению к другим основным валютам. В то же время регулятор обратился к государственным банкам с просьбой сократить покупки доллара, чтобы избежать резкого падения курса юаня.
Пекин готов пойти на всё ради экономического роста
Тарифная атака Трампа угрожает экономическому росту Китая, почти половину которого обеспечивает экспорт. По оценкам Barclays, в результате этого торгового шока китайская экономика может вырасти в 2025 году всего на 2%. Это самый низкий показатель с конца 1970-х годов. При этом официальная цель правительства — около 5%. В таких условиях девальвация юаня может оказаться наиболее целесообразным вариантом предотвращения дальнейшего экономического спада.
Если не сработают фискальные стимулы, курс юаня может вырасти до 9 за доллар, чтобы компенсировать тарифы Трампа, допускает Barclays. Это означает ослабление на 20%. Звучит тревожно, но имеет смысл. В 2018 году юань ослаб на целых 10%, когда США повысили среднюю тарифную ставку менее чем на 20%. Сейчас китайские экспортеры в среднем сталкиваются с налоговыми сборами в размере 135%.
Аналитики сходятся в том, что Пекин так или иначе будет придерживаться своей цели по росту. Назвав повышение тарифов Трампом «шуткой», Китай пообещал «бороться до конца». Это означает, что в ход идут все инструменты, включая валюту.
Предположения о том, что Китай допустит управляемое снижение юаня, чтобы ослабить влияние тарифов США на свою экономику, уже привело к тому, что курс китайской валюты упал к евро более чем на 8%, до самого низкого уровня с 2014 года.
«Снижение курса национальной валюты, безусловно, поднимает вопрос о том, может ли это еще больше поддержать китайский экспорт в ЕС, учитывая, что объем торговли Китая с США почти наверняка сократится после введения высоких тарифов», — сказала Reuters экономист Societe Generale в Гонконге Мишель Лам.
Тем не менее, Европа серьезно относится к антидемпинговым мерам, и ЕС и Китай могут найти способы предотвратить наводнение рынка излишками товаров, добавила она.
А есть ли смысл?
Опрошенные «Ридусом» российские эксперты пока не видят серьезных поводов для опасений.
Президент Международного союза судебных экспертов Николай Кандикудряков-Тигранн допускает девальвацию юаня в контексте торговой войны с США, особенно если она будет рассматриваться как мера для стимулирования экспорта и уменьшения негативного воздействия тарифов. Однако китайское руководство, вероятно, будет стремиться избежать слишком резких колебаний валюты, чтобы предотвратить финансовую нестабильность, уточняет он.
«Для России, где юань становится все более значимой резервной валютой, возможная девальвация юаня может негативно сказаться на экономических отношениях между странами», — добавил эксперт.
По его словам, снижение цен на китайские товары в случае девальвации юаня может зависеть от многих факторов, таких как эластичность спроса и другие внешние условия.
«В краткосрочной перспективе снижение может составить около 5-10%, но точно прогнозировать сложно», — уточнил эксперт.
По мнению начальника аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст» Олега Абелева, вероятность девальвации юаня не слишком высока. В том случае, если импортные пошлины со стороны США на Китай будут действовать, Китай просто прекратит любой экспорт туда, пояснил он.
«Девальвация хороша, когда наоборот ожидают роста экспортных потоков. Для других стран контрагентов Китай вполне устраивает и действующий уровень юаня. Не думаю, что для Пекина есть большой резон сильно девальвировать юань, да и вообще его девальвировать», — рассуждает собеседник «Ридуса».
На России отразится сильнее не курс юаня, а цена товара, который Китай будет экспортировать в РФ, уточняет он. Это гораздо важнее, чем курс.
«Снижение цен на китайские товары, возможно, когда Китай сможет договориться с США по пошлинам. Если не договорятся, Китаю придется компенсировать недополученные доходы за счет других стран. Россия, как довольно активный торговый партнер Китая, может как раз получить повышение цен на китайские товары», — сказал аналитик.