К концу марта 2023 года доля юаня в трансграничных транзакциях Китая выросла до 48% и впервые превысила долю доллара США. Объемы торгов в американской валюте резко упали — с 83 до 47%, подсчитали аналитики Bloomberg Intelligence.
Еще в 2010 году доля юаня в международных расчетах Китая едва превышала нулевой показатель. Страна будет и дальше расширять расчеты в юанях по трансграничным сделкам, пообещал Госсовет КНР.
Коэффициент Bloomberg Intelligence рассчитывается на основе объема всех видов транзакций, включая торговлю ценными бумагами через связи между материковым Китаем и рынками капитала Гонконга, но не отражает расчеты остального мира. По данным SWIFT, доля юаня в глобальных платежах в марте практически не изменилась и составила 2,3%.
Рост использования юаня может быть естественным следствием того, что Китай открывает свой счет операций с капиталом, что приводит к увеличению притока в китайские облигации и оттоку денег с рынка гонконгских акций, предположил главный азиатский стратег BI по иностранным валютам и ставкам Стивен Чиу.
«Интернационализация юаня ускоряется, поскольку другие страны ищут альтернативную платежную валюту для диверсификации рисков, а доверие к Федеральной резервной системе США уже не так велико, как раньше», — отметил экономист DBS Bank Крис Люн.
Но до мирового господства юаню еще далеко, и его доля в глобальных платежах может навсегда остаться весьма незначительной, добавил эксперт.
Нынешний успех юаня во многом обусловлен геополитической ситуацией, и весомую лепту в рост транзакций с его участием внесла Россия, для которой китайская валюта стала вынужденной заменой американской на фоне беспрецедентных санкций и резкого ограничения доступа к международным финансовым рынкам.
В начале этого года юань стал самой продаваемой валютой в России. Он впервые превзошел доллар по месячному объему торгов еще в феврале, а в марте эта разница стала более заметной.
Окончательному переходу на юани помогают дополнительные санкции в этом году, коснувшиеся тех немногих российских банков, которые до недавних пор сохраняли возможность осуществлять трансграничные переводы в долларах и других валютах «недружественных» стран.