На днях, не далее как в начале октября этого года, довелось побывать в Южной Осетии. Для сих дивных мест я являюсь не совсем чужаком, потому как женился на девушке из Южной Осетии и, тем самым, породнился с этим горным народом. Пишу здесь с целью поделиться впечатлениями и рассказать о том, что сам видел и узнал.
Мы добирались до Северной Осетии на поезде «Санкт-Петербург – Владикавказ» с высадкой в Беслане, не доезжая нескольких десятков километров до точки назначения. Беслан имеет печальную славу и в представлении, полагаю, не нуждается. Вот первая фотография – мемориал, открытый в память о погибших при захвате и последующем освобождении школы в этом городе.
Из Беслана, мы созвонились с таксистом, который нас встречал (машина была заказана ещё в Южной Осетии) и двинули в Джаву (Дзау) – достаточно крупный по местным меркам посёлок, где, собственно, живут мои родственники. Водитель – лихой осетин молодых горячих кровей – шпарил что было мочи, сперва по предгорной дороге, а затем и по серпантину, чем ввёл в лёгкий испуг моих спутников. Я же был привыкший и просто посоветовал смотреть по сторонам.
Посмотреть во время езды через перевал и Рокский тоннель есть на что – столь величественными горными пейзажами может похвастаться не каждая местность, эффект особенно силён в первый раз – махины гор, одетых в леса, зелёные перевалы и водоёмы врезаются в память и наводят на мысли о величии природы и роли человека в неодушевлённом мире. По дороге водитель здоровался практически со всеми кто встречался нам на пути, от чего, вкупе с декорациями снежных громадин и тоннелей,складывалось впечатление, что мы едем в какою-то сказочную, скрытую от всех страну, где все друг друга знают, в этакую страну Оз.
Пройдя формальную таможню (въезд в Южную Осетию происходит по российскому паспорту), в течение часа доезжаешь до Дзау. В горах стремительно темнеет и вот уже ни зги не видно, что мало сказалось на скоростных данных таксиста). Прибыли мы вечером и в полной темноте. Пробыли там неделю. Какими же впечатлениями можно поделиться:
1. Народ Южной Осетии почитает Медведева и Путина.
За многочисленными трапезами произносились тосты за здравие этих достойных сынов – Медведева – которого в шутку, но с уважением при мне назвали «Арсоев» (от осетинского «арс», что значит медведь), а Путина не менее уважительно, но как-то более стёбно – «путанчик». «Арсоев и путанчик – дай бог им здоровья, оммен»! Не вдаваясь в политику - цели, задачи и скрытые подковёрные интриги - именно Медведев приказал ввести войска на территорию Южной Осетии в защиту мирного населения и тем самым спас жизни многих из тех, кто сидел с нами за одним столом, их детей и жён, родителей. Народ за это благодарен и России в целом, всем русским солдатам и даже тем, кто сейчас понастроил своих военных баз прямо в горах Южной Осетии, вторгнувшись тем самым в местную жизнь, но и обеспечив гарантию неприкосновенности, по крайней мере, в ближайшем будущем.
2. Природа Южной Осетии богата, прекрасна и неописуема.
В один из дней (погода была отличная в течение всего нашего пребывания на Кавказе, за исключением дня отъезда) удалось сходить в небольшой пеший поход в горы. Слова о величии природы и красотах осеннего леса в горах бледнеют в сравнении с цифровыми фотокарточками, поэтому всё внимание на них:
3. Местные жители.
Более гостеприимного, радушного и весёлого народа встречать не доводилось. Осетины – мастера застолий с отработанным веками церемониалом произнесения тостов, бесконечными канистрами с домашним вином, десятками вкуснейших блюд, шутками, откровениями, дружескими поцелуями и песнями. Также важно то, что это христианско-языческий народ, не мусульмане, поэтому нет столь сильного контраста при общении и сближении с людьми. Если ты гость в Южной Осетии– будешь сыт и пьян каждый день! Виноград гроздями вьётся прямо над головой, шум горной реки и высокогорный воздух пробуждают аппетит, солнце дарит улыбку и хорошее настроение, вино и застолья вытягивают все силы текущего дня, заставляя валиться с ног от усталости в десятом часу вечера, чтобы на следующий день во чтобы то ни стало подскочить в 7 часов утра и направиться в огород срывать персики и грецкие орехи. Это Рай и сказка для северных жителей, которая, однако, имеет обратную сторону и об этом далее.
4. Послевоенный Цхинвал.
Набивший оскомину новостными сводками конфликт между Южной Осетией и Грузией (или же Россией и Грузией, как его видят наши западные соседи), очередная вспышка которого пришлась на август 2008 года, ныне заморожен и проходит в вялотекущей форме обмена военнопленными. После войны в городе было разрушено и покорёжено всё. На пути от Джавы до Цхинвали (ок. 25 км) попадается 3 придорожных села, ныне разбитых и заброшенных. В этих домах до августа 8-ого года жили грузины, которых выгнали во время конфликта. Дома все уничтожены, но сады остались в неприкосновенности; они зловеще опутывают развалины цветущей зеленью и по осени засыпают их тысячей плодов.
Самое печальное, что прошло 5 лет, а «воз и ныне там». Мне лично не известно, какие дотации были направлены на восстановление Южной Осетии (предполагаю, что не маленькие), но денег этих не видно. Да, что-то строят, что-то роют, пыль, грязь пятый год, но новых зданий, кварталов, дорог, парков, мест проведения досуга, как не было так и нет. Впечатление складывается унылое, ведь повальному большинству местных жителей эти деньги и материальная помощь не упали в карман. Всё осело, растворилось, вымылось, что теперь и не найти. Одна местная женщина, кивая в сторону ближайшего соседа, Грозного, который тоже в своё время постигла столь же не завидная участь сказала мне: «Пусть говорят про Рамзана, что он неуч, что он бандит – если он смог отстроить такой город, каким сейчас является Грозный – честь ему и хвала». Я в Грозном не был, говорят – «европейская столица», всё отстроено заново и всё – для людей. Либо денег всё же так много было направлено, либо у властей региона есть порядок в голове и чувство меры.
Про башню на фотографии выше - отдельная история. Во время боевых действий в августе 2008 этот танк был взорван и башня от него отлетела и вошла в землю на 12 метров, как потом оказалось - влетела намертво. Тащили тракторами и грузовиками - не вытащили. Решили зацементировать и превратить в памятник недавним боевым действиям, мужеству и отваге югоосетинского народа.
Неделя пролетела быстро, настал и день нашего отъезда. В дорогу мы набрали вина, осетинского сыра, орехов, мёда и всяких домашних заготовок – ценность всего этого постигаешь в холодные осеннее-зимние петербургские вечера, когда так хочется прикоснутся к теплу и жару летнего солнца.
Я, скорее всего, ещё не раз буду здесь и очень хочется приехать и увидеть восстановленные, развивающиеся города, и счастливых людей, которые заслужили жизнь под мирным небом.
Текст: Геннадий Андреев
Фотографии: Тарас Щетинин