Знаменитости

Юрий Николаев: «Каждому — свое испытание»

1 86672
Если спрашивают: «Юр, сколько ты выпил?» - отвечаю: «Вам не переплыть». Бывало, уезжал из дома, а потом сам не знал, где я. Жена находила через друзей и увозила пьяного домой. Переживала, плакала. Но ни она, ни родители, ни сестра Таня - никто не мог на меня повлиять...

Ничего и не менялось, пока я не выступил пьяным по Первому каналу в программе передач. В самое рейтинговое время - в пятницу вечером, когда у экранов собралось 250 миллионов зрителей. Они хотели узнать, во сколько состоится субботняя трансляция футбольного матча с чемпионата мира. Десять минут в прямом эфире диктор Юрий Николаев путал слова и размахивал руками.

Пять месяцев меня таскали по собраниям и коллегиям Гостелерадио СССР, думали, что делать. Наконец Сергей Лапин (председатель Гостелерадио - Прим. «Ридуса») сказал: «Наказать, но не увольнять».

Кто вмешался - не знаю, одни называют Брежнева, другие - Гришина (первый секретарь Московского горкома КПСС - Прим. «Ридуса»). Было невыносимо стыдно, что подвел коллег, которые мне доверяли. Я решил: «Больше ни грамма!» Не кодировался, не лечился, просто запретил себе пить.

Сегодня известному телеведущему и актеру Юрию Николаеву исполняется 70 лет. Народного артиста телезрители знают по программам «Утренняя почта», «Голубой огонек», «Песня года», «Утро», «Спокойной ночи, малыши!». Однако настоящий успех ему принесла программа «Утренняя звезда», которую он вел более 12 лет. Эта программа открывала путь на большую сцену талантливым детям.

Звездный мальчик

Юрий родился в 1948 году в Кишиневе Молдавской ССР. Его отец - Александр Николаев - прошел всю войну и имел звание полковника. Мать - Валентина Игнатовна - работала в КГБ, встретила победу в Великой отечественной в звании капитана. У нее была восьмилетняя дочь Татьяна от первого мужа, который погиб в 1941 году в одесских катакомбах.

Отец все свободное время проводил со мной. Когда подрос, за руку стал водить меня в баню. Он стригся - я стригся, он чистил военную форму, я чистил школьную. Мы были словно одно целое. После четвертого класса у родителей появилась мысль о Суворовском училище, но тогда мне пришлось бы переехать в другой город, и отец, подумав, наотрез отказался расставаться с сыном: он не мог без меня, я - без него, - рассказал Николаев в интервью журналу «Коллекция. Караван историй».

Его детские будни делились на домашние, в которой «царили любовь и доброта, читали Вересаева, Паустовского, Апдайка, Сэлинджера, Фицджеральда, и уличные, где появиться в наглаженной, чистой одежде уже считалось предательством».

«Там выше всего ценилась свобода, мы часами гоняли по двору мяч. Впрочем, настоящий спорт я тоже жаловал - предпочитал плавание и волейбол», - рассказывал Николаев. В средних классах довольно серьезно занимался в драмкружке во Дворце пионеров и в четырнадцать лет сыграл роль Звездного Мальчика в одноименной сказке Оскара Уайльда.

Через год в школу пришел телевизионный режиссер Игорь Левинский, которому нужен был подросток с небольшим актерским опытом. Классный руководитель указал на Николаева.

После премьеры телевизионного фильма-спектакля, уже и не помню, как он назывался, пацаны дразнили: «Юрка Николаев - артист погорелого театра!» - но это совершенно не задевало, свой маленький «наркотик» я уже попробовал.

© nikolaevtv.ru

Актер

Когда пришло время поступать в институт, Юрий не сомневался, что будет учиться в Москве. Он очень хотел в столицу, «просто бредил ею».

Я легко поступил в ГИТИС. Был счастлив, но жутко тосковал по дому, по родным, по атмосфере, в которой вырос. Первые два года ждал каникул как манну небесную, считал дни, когда увижу родителей и друзей.

В студенчестве Николаев встречался с однокурсницей-москвичкой Галиной - высокой стройной красивой брюнеткой.

Сначала мы вместе репетировали отрывок из Сент-Экзюпери, потом провожал ее домой, и так «степ бай степ» развивались наши отношения, от невинных до весьма интимных. Галины родители, узнав, потребовали: «Ребятки, если хотите и дальше быть вместе, узаконьте свое положение. Если нет, то взяли и разбежались».

Молодые люди решили пожениться. По мнению Юрия, его отец наверняка знал, что такой ранний брак ни к чему хорошему не приведет, но сказать «нет» не мог. «Не было такого, чтобы хоть раз произнес: „Как я сказал, так и будет!“ Только однажды родители поставили ультиматум, когда в пятнадцать лет влюбился в подругу сестры, старше меня лет на восемь. Запретили ей появляться в нашем доме, а мне - искать с ней встреч. Мимолетная история, полудетские чувства, но эта женщина осталась в памяти навсегда», - поделился он.

Молодожены жили с родителями Галины в крошечной квартире, поскольку денег на отдельное жилье не было. Начались скандалы.

И все время скандалы на почве ревности, бесконечное женское: «Ты где? Куда идешь?» Через два года расстались. Развод был на удивление мирным, теплым. Жалею ли я об этом браке? Нет! Это кусочек моей юности, яркий, как вспышка, и очень эмоциональный. С Галей мы много лет не поддерживали отношений, лишь однажды созвонились, поболтали. Она рассказала, что после института нашла работу в провинциальном театре. Потом вернулась в Москву, вышла замуж. Решили встретиться, но, повесив трубку, я подумал: «А зачем мне это?» Больше мы не общались. Есть вещи, которые нужно оставлять в прошлом.

После окончания ГИТИСа Николаева зачислили в Театр имени Пушкина. В это время режиссер Борис Толмазов ставил пьесу Георгия Мдивани «Большая мама» и ему был нужен молодой артист с типажом Юрия. Однако жить выпускнику было негде.

Однажды в районе Никитских ворот он набрел на заброшенный трехэтажный особняк с вздувшимся паркетом и ободранными стенами. В одной из комнат Николаев организовал себе спальное место, а бриться и чистить зубы ходил в общественный туалет на Тверском бульваре.

Слава богу, вскоре меня поселили в театральное общежитие на проспекте Мира, возле метро «Щербаковская», дом 112. Это была трехкомнатная квартира. В комнате побольше жили Володя Меньшов с Верой Алентовой, тещей и Юлькой-малой. Во второй - сначала артист Леша Локтев, затем Костя Григорьев, а третью дали мне.
Все люди разные, каждый со своим характером, но были как одна большая семья. Ирина Николаевна, мама Веры Алентовой, относилась ко мне как к сыну: то картошки жареной принесет, то супу нальет. Когда мои родители из Молдавии что-то присылали, все тащил на общий стол: фрукты, вино домашнее. Двадцатилитровую канистру получал у проводника поезда всегда вместе с наказом от отца: вернуть самое ценное - тару.

Позже Николаев вспоминал, как его в первый раз пригласили вести концерт: «Захожу к Володе в комнату: - Проблема. Меня пригласили в зал „Россия“, а ботинок нет. - Вот тебе башмаки. И галстук бери. Удачи! Разве можно забыть такие моменты?»

© Владимир Яцина/Фотохроника ТАСС

«Давай распишемся»

Однажды в троллейбусе Николаев встретил сестру своего приятеля по ГИТИСу с режиссерского курса Рональда Грависа. Лена была в красном пиджачке, мини-юбке и совсем без косметики. Девушка рассказала, что заканчивает школу, собирается поступать в финансовый институт.

До этого они уже встречались на вечеринке у Рональда, когда его родители уезжали. Юрию еще тогда понравилась очаровательная пионерка. Но друг предупредил: Моя сестра, но даже не подходи, ей всего четырнадцать. После той вечеринки Николаев еще пару раз видел Лену, когда заходил к Рональду, но об отношениях и речи быть не могло. Позже выяснилось, что все это время девушка тоже помнила их первую встречу.

Была очень расстроена, что я женился, а потом радовалась, что развелся. И вот через несколько лет наши пути пересеклись, - рассказал телеведущий.

Примерно через два месяца Николаев собрался с театром на гастроли в Краснодар и предложил Лене поехать с ним. Девушка согласилась.

Месяц пролетел как один день, мы были очень счастливы, можно сказать, эта гастрольная поездка стала началом наших серьезных, семейных отношений.

Предложение руки и сердца было ожидаемым, но спонтанным: Предложил: - Ляль, давай распишемся. Поедем - подадим заявление. - Когда? - Да прямо сейчас. Выходим на улицу, ловим машину - все пролетают мимо. А у меня в тот день спектакль, времени совсем мало. Останавливается огромная бетономешалка. Я к водителю: «Старик, подкинешь на Колхозную площадь?» Втиснулись в кабину, доехали до ЗАГСа, быстренько написали заявление, и я бросился к дверям: «Все, целую, пока, побежал!»

© ИТАР-ТАСС/ Михаил Фомичев

«Утренняя почта»

В то время Николаев уже был ведущим еженедельной телевизионной музыкальной передачи «Утренняя почта», которую делали увлеченные молодые и талантливые редакторы Наташа Высоцкая и Марта Магилевская, обе с консерваторским образованием. По словам Юрия, «в программе были ирония и самоирония, можно было хохмить, стебаться».

«Утренняя почта» быстро стала одной из самых популярных передач, столы были завалены горами конвертов и открыток. «Первое время честно читали письма, а потом перестали, не было смысла: если выполнять просьбы зрителей, каждую субботу звучали бы только Пугачева, Антонов, Кобзон и Ротару», - признался телеведущий.

Он также добавил, что они сильно «страдали от цензуры - глупой, бездарной».

Любая современная музыка из капстраны рассматривалась как идеологическая диверсия. «Пробить» удавалось только певцов из стран соцлагеря - Джордже Марьяновича, Карела Готта. Первый отдел видел крамолу там, где мы и помыслить ее не могли. На худсовете всерьез задавались вопросом: «Имеет ли право Юрий Николаев появляться перед миллионами телезрителей в джинсах и свитерочке, сидя, положив ногу на ногу? Что за неуважение к советским людям?» Два часа обсуждали длину моих волос, все решали: могут быть уши прикрытыми или нет?

Позже Николаеву позвонили из отдела дикторов: «Юрий Александрович, приглашаем вас на прослушивание». Его заметил «сам Игорь Леонидович Кириллов, руководивший дикторским отделом».

У Николаева на тот момент уже была работа в театре, съемки в кино, «Утренняя почта». И все же он пошел - «было интересно, справлюсь или нет».

Пять дней в неделю он работал диктором, а по субботам по-прежнему вел «Утреннюю почту».

Внешне я преобразился, это не сложно, но внутренне был совершенно не готов к такой жизни - более правильной, более государственной, что ли, круглосуточно расписанной даже не по минутам, а по секундам. Долгое время не хватало вечерних посиделок с друзьями, разговоров, запаха кулис. Зашел как-то в театр, увидел ребят в своей гримерке, и всего прямо затрясло.

«Утренняя звезда»

В какой-то момент Николаеву захотелось независимости. Он начал думать над созданием собственной программы.

1989 год, на экране чернуха: убийства, проституция, наркомания. Подумал: «На улицу выходишь - то же самое. И ребенок, и взрослый ничего другого не видят. Сделаю все наоборот: красивая сцена, нарядные улыбающиеся дети. Не дрессированные, а естественные, пусть говорят с ошибками, даже поют мимо нот, но живой звук, не под „фанеру“. И абсолютно честное жюри. Да, нереальный мир, но он может и должен существовать».

Он подал заявку на Первый канал и выставил условие: я ухожу из штата, все делаю сам и нужны гарантии, что вы купите программу. Впереди стоял финансовый вопрос - кредит на полтора миллиона рублей.

Жена поддержала: «Это новый этап твоей жизни, пришло время сделать что-то свое. Не рискнешь - так и будешь вести чужие передачи».

Он создал телекомпанию «ЮНИКС» Юрий Николаев Студия»), взял кредит в одном из ленинградских банков.

Мы много сил вложили в «Утреннюю звезду»: сами ездили по школам, искали талантливых детей, расселяли их в гостиницах - всего не перечислишь. В итоге получилось так, как мечтал. Даже жюри работало честно.

Николаев предполагал, что проект просуществует максимум три-четыре года. Однако «Утренняя звезда» выходила в эфир больше двенадцати лет и переросла в огромное детское музыкальное движение.

Конечно, если бы жили в цивилизованной стране, где платят авторские гонорары, мы с Леной стали бы миллионерами. Но я не считаю потерянные деньги, а думаю о том, что каждый ребенок, который благодаря «Утренней звезде» побывал в Москве и стоял на сцене концертного зала, а это десятки тысяч детей, запомнил тот день на всю жизнь. Разве этого мало?

© Шогин Александр/Фотохроника ТАСС

Секрет счастливой семейной жизни

Будучи бессменным ведущим «Утренней звезды» Николаев постоянно находился в окружении детей. Своих детей у артиста не было.

То, что у нас с Леной нет детей, - наша большая беда. Никаких абортов мы не делали, просто пока я пил, Ляля предохранялась, а потом уже не получалось. Пытались как-то исправить это положение, но в те годы у медицины не было таких возможностей, как сейчас.

Юрий и Элеонора вместе уже 43 года. За это время накопили богатый совместный опыт и хотя периодически ссорятся, то только по пустякам.

Когда спрашивают, в чем секрет счастливой семейной жизни, отшучиваюсь: «Гастроли и амнезия». А если серьезно - люди, любящие друг друга, вместе пережившие и прекрасные, и горькие минуты, постепенно становятся единым целым, Ляля называет это «сросшиеся». Если они понимают и ценят свое единение - в этом и есть их секрет.

© ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов

Рак

Несколько лет назад Элеонора настояла, чтобы супруг прошел полную диспансеризацию, во время которой врачи обнаружили аневризму аорты и сделали телеведущему операцию. Разрез был 62 см, и чтобы швы не расходились, Николаев надевал на съемки специальный корсет.

Когда совсем припекало, шел к ребятам со «скорой», которые дежурили на площадке, они выручали, кололи обезболивающее. Кроме них и моей жены никто не знал, что я перенес операцию. Через некоторое время Лена как человек обстоятельный сказала: - Пойдем в поликлинику, сделаем еще одну проверку. Я отнекивался: - Да нет времени, завтра съемки. - Это займет всего полдня. Лена настояла. На следующий день поставили новый диагноз - «Рак».

По своей маме, которая умерла от рака, Николаев знал, что подобные болезни «вызывают у людей шок, заставляют их замыкаться в себе, сторониться даже близких, и в итоге теряется спасительное время».

Лена помогала, поддерживала, выхаживала. Как-то вспомнила, что двадцать лет назад я с группой артистов ездил на концерт в Чернобыль, чтобы поддержать тех, кто участвовал в ликвидации аварии. Тогда один из врачей мимоходом произнес: «Вам это еще откликнется». Может быть, он был прав, а возможно, такова воля Божья - каждому послать свое испытание.