Общество

Юрий Турыгин: «Чем меньше потребитель ограничен в правах, тем больше он может приобрести оружия для обеспечения своей безопасности в рамках закона».

5 617

Турыгин Юрий Анатольевич - исполнительный директор Некоммерческой организации «Союз Российских оружейников», лауреат премии Правительства РФ 2004 года в области науки и техники за комплекс работ по повышению эффективности стрелкового оружия.

Как создавался Союз Российских оружейников? С чего все начиналось?

В 1993 году по инициативе генерального директора «Ижевского механического завода» Чугуевского Василия Сергеевича прошло совещание директоров предприятий, занимающихся выпуском оружия и патронов. Участники совещания пришли к мнению, что необходимо создать некий консолидирующий орган по совершенствованию оборота оружия. В тот момент появилась необходимость объединить усилия по решению вопросов производственно-технической деятельности и вопросов оборота оружия.

В начале 1994 года произошло учредительное собрание, на котором было принято решение о создании Союза Российских оружейников, Президентом был избран Михаил Тимофеевич Калашников.

19 апреля 1994 Союз был зарегистрирован в городе Ижевске. Все 17 лет Президентом является Михаил Тимофеевич, авторитет которого нам очень помогает. Учредителями Некоммерческой организации «Союз Российских оружейников» стали 24 юридических лица.
Совсем недавно, 24 января 2012, вице-премьер Дмитрий Рогозин проводил совещание в г.Ижевске, где попросил Михаила Тимофеевича Калашникова стать его советником, что позволяет нам напрямую общаться с Д.О.Рогозиным, поскольку он курирует военно-промышленный комплекс, а проблем у нас очень много.

Основными задачами Союза являлись и являются до настоящего времени: повышение престижа российских разработчиков, производителей и продавцов оружия, патронов и иных сопутствующих товаров; координация работы по повышению качества оружия, патронов и комплектующих элементов; представление интересов разработчиков, производителей и продавцов в органах государственной власти и управления; организация и проведение мероприятий по пропаганде научно-технических достижений российских оружейников в России и за рубежом; изучение правовых норм зарубежных производителей в соответствующей области; оказание консультационных, информационных и иных услуг российским, иностранным, юридическим и физическим лицам в области оборота оружия, патронов и комплектующих элементов; рекламное и издательское обеспечение; маркетинг на внутреннем и внешнем рынке; предпринимательская деятельность в целях обеспечения уставной деятельности Союза. На сегодняшний день у нас в организации 52 предприятия.
Хотелось бы остановится на двух пунктах, прописанных в вашем Уставе, которые касаются законотворчества. Насколько плодотворно участие Союза в процессе разработки оружейного законодательства в России?

Закон «Об оружии» был принят в 1996 году. Союз оружейников с первого дня обсуждения и подготовки данного законопроекта участвовал во всех рабочих группах и экспертных комиссиях Комитета по безопасности Государственной Думы. Первоначальная редакция закона «Об оружии», я думаю, на пятьдесят процентов состояла из тех предложений, которые выдавались Союзом и нашими экспертами, которые принимали в этом участие.

Да, естественно, закон не идеален, но вся проблема заключается в том, что подобный закон создавался в России впервые, а опыта создания таких нормативных актов у нас не было. Поэтому было достаточно сложно, было много споров, проблемных вопросов. Но закон принят, и оборот оружия успешно ведется по нему до сих пор. Изменения, которые в дальнейшем исходили от МВД и других органов исполнительной власти, а не от Союза оружейников, мы старались через Экспертный совет при Комитете по безопасности Государственной Думы отслеживать. На поправки, которые не устраивали наши предприятия, мы пытались влиять.

Наша концепция очень простая -– мы заинтересованы в том, чтобы население не страдало от несовершенства закона. Мы работаем для кого? Для потребителя. Чем меньше потребитель ограничен в правах, тем больше он может приобрести оружия для обеспечения своей безопасности в рамках закона.

Одна из последних поправок, в обсуждении которой участвовал Союз оружейников, это Федеральный закон №398, который был принят 28 декабря 2010 года. Данный законопроект разрабатывался по указанию Президента РФ, и основной его целью стало ужесточение оборота травматического оружия. Президентом была очень жестко поставлена задача, СМИ поддержали эти настроения и начали очень бурно освещать неправомерное использование травматического оружия. Законопроект готовился достаточно конфиденциально и к обсуждению его открыли только тогда, когда он был представлен в Думу к первому чтению. Но независимо от этого, мы занимались этим законопроектом с начала его разработки, конструктивно работали с МВД, с Администрацией Президента в течение нескольких месяцев и нашли очень много компромиссных решений.

В этот законопроект, к примеру, входили так же поправки в Административный Кодекс и Уголовный Кодекс. Мы были за усиление ответственности при неправомерном обороте оружия, но были и спорные моменты: предприятия могли лишить лицензии за любое правонарушение. Наше предложение состояло в том, что необходимо разделить правонарушения на грубые и мелкие, иначе возможностей для коррупции стало бы намного больше.

Далее, единственным серийным производителем «травматики» и короткоствольного оружия является «Ижевский механический завод». Многие предприятия в последнее время занимались переделкой боевых образцов (ТТ, Наганы, АПС), которые получали на этом очень неплохую прибыль из-за высокого спроса. Цена этих пистолетов доходила до 25 000 рублей. А предприятие, которое изготавливало оригинальные образцы, несло убытки.

Поэтому мы не противились поправкам МВД о запрете переделки боевого оружия в пневматику, газовое и «травматику», которые были приняты.

Одним из наших предложений было следующее: запрет на ввоз импортного оружия травматического действия в Россию. С одной стороны, это особый вид гражданского оружия, оборот которого требует контроля. С другой, к сожалению, нам очень сложно конкурировать с иностранными поставщиками. Технологические возможности наших предприятий достаточно скромные, поэтому ввозилось много «травматики» зарубежных фирм. Мы встали на сторону нашего производителя и так же добились принятия этих поправок.

Я считаю, что по назначению наша «травматика» лучшая. При этом, организации, ввозившие «травматику», получили лицензии на производство и из неокончательно обработанных ввозимых деталей производят образцы в России.

Что не удалось сделать? В чем вы проиграли?

В первую очередь, МВД настояло на уменьшение единиц оружия у гражданина. Раньше закон разрешал иметь одновременно пять единиц газового оружия с возможностью стрельбы резиновой пулей (читай «травматики»), сейчас только две. Союз Российских оружейников выступал против. Основным нашим аргументом являлось то, что гражданин должен иметь право выбора: в зависимости от ситуации, он может выбрать, с каким оружием удобнее ходить, какое держать дома, а какое в машине.

Аргументом МВД было нежелание граждан проходить каждые 5 лет процедуру перерегистрации: люди перепродают оружие, не ставя в известность органы МВД, оружие автоматически становится нелегальным, а гражданин потом приходит в органы МВД и говорит, что он его потерял. Поэтому МВД предложило исключить излишки подобного «нелегального» оружия уменьшением количества единиц в одних руках.

Эти изменения в ближайшее время скажутся на производителях оружия – население будет меньше покупать оружие.

Так же еще одно нововведение, из-за которого мы терпим убытки ( граждане ограничены в конституционных правах) – это введение обязательного обучения при получении лицензии любого гражданского оружия. Почему это произошло? Закон был принят в декабре 2010 года, вступил в силу 1 июля 2011 года. Но за эти полгода никто ничего не сделал для того, чтобы создать систему обучения. Хотя Союз оружейников выступал в Государственной Думе с мнением, что полгода – очень короткий срок для создания целостной системы по всей стране.

Существует обучение для охотников, для стрелков-спортсменов. Не был охвачен лишь сектор «пневматики», «травматики» и газового оружия – гражданский сектор. Да, программа Министерства Образования и Науки РФ будет включать технические аспекты, но применение оружия связано и с психологическим воздействием тоже. Кто будет готовить гражданина в этой области? Еще одна проблема: организации по обучению граждан, как правило, будут находиться в областных центрах. А в 500 км от центра (допустим г.Красноярска) этих организаций даже в отдаленной перспективе не будет.

Как людям, живущим на окраине, приобретать гражданское оружие без взяток? В настоящее время в некоторых регионах вообще отказывают в лицензии и делают это в рамках действующего закона. А если не отказывают, то это нарушение закона. Мы советуем в таких случаях обращаться в суд. Однако, после того как Министерство Образования и Науки РФ разработает систему, в суд уже не обратишься.
У людей будет ограничено право на самооборону, а у охотников - на законную охоту - население страдает. Вот эти ужесточения и приводят к тому, что оружие уходит в незаконный оборот. В сельской местности у людей нет денег на обучение, доехать до центра нет возможности, сельский житель просто продает или покупает ружье у соседа, не оформляя никаких документов.

Какие органы исполнительной власти понесли наказание за несвоевременную реализацию Указа Президента?
С целью исключения коррупционной составляющей в данном вопросе, по моему мнению, необходима альтернатива обязательному обучению – это подтверждение знаний и навыков в соответствии с утвержденной Минобрнауки РФ программой в органах исполнительной власти, что должно быть закреплено законом.

Помимо всего прочего, законом запрещено использование пневматического оружия вне лицензированных тиров. Это для нас тоже убыточно: пневматическое оружие перестали покупать. Из-за того, что наши органы МВД не в состоянии наказать тех людей, которые стреляют с балконов, на улице, страдают законопослушные граждане. В стране практически отсутствует неизбежность наказания за совершенные проступки ( в части Административного Кодекса). Легче запретить стрелять из пневматики. В настоящее время пострелять из пневматики законопослушному гражданину практически негде.

Как может повлиять перспектива легализации короткоствольного огнестрельного оружия на производство?

В целом, положительно. Если этот закон примут, то естественно он будет принят с ограничениями. Для предприятий производство «боевого» оружия, конечно, выгодно, но это не значит, что они будут громко выступать за легализацию. Экономическая выгода будет, но она не решит всех производственных проблем.

Насколько сложно открыть новое предприятие, связанное с производством оружия?

Вот несколько примеров создания новых производств – предприятие «ORSIS». Они вложили очень большие деньги, купили самое современное оборудование. Однако они работают уже несколько лет и пока в убыток. Основная проблема заключается в том, что не сразу можно завоевать рынок, но «ORSIS»,по моему мнению, идет в правильном направлении. Есть предприятия «АКБС», «Техноармс», которые производят гражданские пистолеты, револьверы.
В целом, производство «травматики» или «пневматики» – это несерьезные затраты.

А производство нарезного и гладкоствольного оружия – это огромные затраты. Но даже если вложиться, собственника ждут очень большие непроизводственные расходы. Все зависит от уровня инвестиций. Если бы у нас в государстве были созданы условия для инвестирования денег в оружейное производство (одна из задач Союза), то потенциал российских конструкторов позволит создавать более качественное современное оружие и конкурировать с самими именитыми зарубежными фирмами.

Одним из достижений является наше присутствие на международных выставках. Насколько конкурентоспособно наше оружие? Есть какая-то марка, которой нет равных?

На сегодняшний день наши предприятия пока выигрывают у зарубежных конкурентов по системе «цена - качество». Последняя выставка в Нюрнберге (проходила в марте 2012 года) показала, что огромным успехом пользуются ижмашевские «Сайга» и «Тигр», так же как ижмеховские гладкоствольные ружья и пневматика, популярными остаются карабины марки «Вепрь». Но это только на сегодняшний день. Качество соответствует той низкой цене, которую мы предлагаем на внешний рынок. Если взять в руки «Benelli» и наше ружье «МР 153», несмотря на идентичную конструкцию, выбор скорее всего будет сделан в пользу «Benelli» (при наличие денег).

Вы носите с собой оружие? В вашей жизни были случаи самообороны?

Оружие я практически не ношу.

У меня был случай самообороны, когда я носил с собой пирожидкостной пистолет «Удар». Я считаю, что это самое эффективное оружие для самообороны. Я применил его, когда пьяный мужчина пытался пристать к женщине с ребенком. Я вступился за них, женщина с ребенком убежали, а мужчина пытался догнать меня. Мне пришлось применить пирожидкостное оружие. Оно очень эффективно, никаких последствий на расстоянии 3х метров.

Так же Министром обороны РФ я награжден пистолетом Ярыгина. У меня есть «травматика» (пистолет ПСМ и «Наганыч»). Если я куда-то еду в дальнюю поездку, то стараюсь не забыть травматическое оружие (но, как правило, забываю).

Право на короткоствольное оружие – довольно популярная тема сегодня. Ваша точка зрения?

Противники говорят, что если у гражданина есть оружие, то бандит всегда сможет его отнять и пустить его в нелегальный оборот. Получается тогда, что законопослушный гражданин не может ничем защититься, учитывая, что полицию сократили в 2 раза.

Я считаю, что эту тему надо обсуждать, в обсуждении рождается истина и какие-то компромиссные решения.
Так же я считаю, что необходимо пропагандировать практическую стрельбу. Это как раз не только навыки, но и культура обращения. Помимо практической стрельбы было бы хорошо возродить по - настоящему ДОСААФ. Проблема в том, что все тиры были распроданы, а то оружие, которое закупалось, сильно устарело. Патронами, которые имеются в ДООСАФ, уже просто опасно стрелять. Если мы хотим, чтобы наше население приобрело культуру обращения с оружием, было законопослушным в этой области, то ФПСР и ДОСААФ необходимо популяризировать.

Какие последние события, связанные с Союзом Российских оружейников, Вы бы отметили?

В этом году впервые будет праздноваться День оружейника - 19 сентября. Такого праздника никогда не было, хотя оружейники одна из самых древних профессий после хлебопашца. Нас поддержали Владимир Владимирович Путин, Дмитрий Олегович Рогозин. Мы считаем, что День оружейника - это праздник всех, кто имеет отношение к оружию, и не только к стрелковому: конструкторы, изготовители, образовательные учреждения, музеи и т.д. Подобные мероприятия могут послужить стимулом для развития оружейной культуры.