МИД РФ намерен подать иск в суд из-за ситуации с российской дипломатической собственностью в США, сообщил во вторник президент Владимир Путин, выступая в Китае перед журналистами.
Уходящая администрация президента Барака Обамы в конце 2016 года закрыла доступ к двум жилым комплексам постпредства России в Нью-Йорке и посольства в Вашингтоне.
В августе 2017 года уже новая администрация потребовала закрыть консульство РФ в Сан-Франциско и два здания торговых представительств в Вашингтоне и Нью-Йорке.
Подобные споры в международной юридической практике не редкость, и исход в том числе данной тяжбы зависит почти исключительно от правильного прочтения изначального договора между США и Россией, говорит юрист-международник Марина Силкина.
«Определенное неудобство для подателя иска — России — представляет то, что иск подается в американский суд на американские же власти, и поэтому российская сторона может сомневаться в объективности суда. Но выхода у России нет: недвижимость, из-за которой спор, находится на территории США, то есть в юрисдикции национального суда этой страны», — объяснила она «Ридусу».
Однако если этот спор не будет политизирован, то нет разницы, идет ли тяжба между государствами, юридическими лицами или частными гражданами, поскольку предмет спора во всех случаях один — материальное право, подчеркивает юрист.
Вид на генеральное консульство РФ в Сан-Франциско после решения властей США о его закрытии© AP/TASSВ Москве действия Вашингтона назвали «рейдерским захватом» российской дипломатической собственности. При этом Путин, будучи по образованию юристом, отметил, что Вашингтон имел право сократить число российских дипломатических учреждений, но сделал это «в хамской манере, которая не украшает наших американских партнеров».
Третьего сентября сотрудники Федерального бюро расследований провели обыски зданий генконсульства России в Сан-Франциско, а также торгового представительства в Вашингтоне и его филиала в Нью-Йорке. Это произошло в нарушение Венской конвенции 1961 года, которая объявляет помещения представительств иностранных государств неприкосновенными.
Однако хамство не является правовой нормой, и поэтому приниматься судом в качестве обстоятельства по иску не будет.
«Для профессиональных юристов, как и для судей, такие споры, как правило, не представляют большой сложности — потому что режим спорного объекта всегда прописывается в договоре аренды или передачи его в собственность одной стороной договора другой стороне. В таких договорах прописывается и процесс отчуждения собственности. Иными словами, в споре между Россией и США вокруг зданий консульств просто нет места какому-то субъективизму», — утверждает Силкина.