С 1 августа в России начинает действовать закон, защищающий граждан от телефонных спам-рассылок. Абоненты операторов связи получат возможность отказаться от массовых рассылок и обзвонов через личный кабинет или мобильное приложение оператора. После подачи заявления компания будет обязана прекратить передачу таких сообщений и вызовов на следующий день.
С 1 сентября вступит в силу запрет массовые обзвоны без предварительного согласия абонента. На портале Госуслуг появится опция для жалоб на нарушения, и в случае продолжения спама после отказа, отправители и оператор будут привлечены к ответственности.
Юрист Александр Хаминский объяснил в беседе с Общественной Службой Новостей, что без расширения полномочий должностных лиц действия по борьбе со спамом могут не достичь необходимой эффективности. Он отметил, что хотя эти меры являются важным шагом в борьбе с легальными спам-звонками, основная проблема заключается в деятельности анонимных колл-центров, нанятых компаниями, которые трудно обнаружить. Привлечение их к ответственности, по его словам, возможно лишь в редких случаях, когда пострадавший записывает разговор. Однако большинство граждан не готовы к этому ни технически, ни психологически.
Хаминский указал на необходимость внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ, которые наделят, например, Роскомнадзор, правом запроса записи разговора у оператора при наличии заявления от пострадавшего гражданина. Только так можно ликвидировать существующую лазейку для спамеров и создать эффективный механизм защиты прав на телефонное спокойствие.