Россия может никогда не получить украденный из архива и проданный во Франции указ императора Петра II. Об этом сообщила «Ридусу» юрист в области международного права Марина Силкина.
Ситуация с возвращением в Россию каких-либо исторических ценностей весьма непростая, отметила специалист.
«Если следовать процедуре, необходимо обратиться через компетентные органы в аукционный дом Aguttes и попытаться урегулировать вопрос с ним. Однако не факт, что аукцион пойдёт навстречу. Может последовать совершенно формальный ответ, что всё хорошо. Второй вариант — обратиться с заявлением о признании торгов недействительными, ссылаясь на весомые обстоятельства. Но мы понимаем, что эта международная процедура достаточно длительна по времени. Если там будет две-три продажи, вернуть указ Петра II станет практически невозможно. Третий вариант — выходить непосредственно на конечного покупателя и договариваться уже с ним о продаже. Собственно, по этим трём направлениям наша страна может действовать. При этом успех никто не гарантирует. Напомню, что скифское золото мы до сих пор не можем вернуть», — указала Силкина в разговоре с «Ридусом».
По её словам, часто бывает, что реальный приобретатель скрывает личность. «В этом случае найти его будет сложно. Если удастся проработать данный вопрос с помощью дипломатических каналов, это будет замечательно. Причём ценность лота может быть не настолько велика для покупателя, но принципиально важна для России», — заключила Силкина.
Как пишет ТАСС, указ Петра II похищен из Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА). Пропажа была замечена 24 октября. Тогда в ОМВД России по Басманному району города Москвы обратился один из руководителей архива с заявлением о краже документа, представляющего историческую ценность. На следующий день столичные полицейские взялись за расследование.
Пропавший из РГВИА указ императора Петра II продан во Франции за 3120 долларов США на торгах в аукционном доме Aguttes. Торги начинались с суммы в 1000–1200 евро. Документ перешёл новым собственникам в рамках аукциона Aguttes.
Регулярно посещающий РГВИА и попросивший не называть его имя историк рассказал в беседе с корреспондентом газеты «Коммерсантъ», что вынести из архива какой-либо документ не так уж сложно. Вход осуществляется по паспорту, однако системы постоянных пропусков в РГВИА нет. Документы хранятся в папках, при этом листы пронумерованы карандашом. Посетители с сумками в читальный зал не допускаются, но отдельный документ можно легко украсть, положив его в папку, тетрадь или чехол от ноутбука. Все эти предметы разрешается проносить с собой. Как утверждает историк, при возвращении папки никто её содержание при посетителе обычно не проверяет.
Примечательно, что архивные залы должны быть оборудованы камерами наблюдения, однако никто не в курсе, работают ли они на самом деле.
В указе Петра II содержалось распоряжение императора об отстранении Егора Фаминцына от должности коменданта Санкт-Петербурга и назначении на его место князя Григория Урусова.